По стопам первых монахинь

Скажите, вас никогда не тянуло в Заславль? Нет, не на экскурсионную прогулку, а насовсем. Если да, то, быть может, в вашем теле поселилась душа летописной белорусской княгини Рогнеды Рогволодовны, основавшей в конце Х века в Заславле первый на территории восточнославянских земель христианский монастырь и ставшей в нем первой монахиней.

Как известно, у Рогнеды было два сына: Ярослав Мудрый - князь киевский, основатель династии Рюриковичей, и Изяслав - владыка полоцкий. Именно в Полоцке, на высоком берегу реки Полоты, в двух с половиной километрах от замка в середине ХII века Евфросинией Полоцкой был основан старейший из ныне действующих в Беларуси женских монастырей. Тогда же по заказу игуменьи Евфросинии местный мастер Иоанн всего за 30 недель возвел каменную Спасскую церковь. Удивительные формы этой дошедшей до наших дней белоснежной красавицы повлияли на развитие архитектуры всей Киевской Руси, а позднее и Московского государства. Как гласит легенда, когда строительство храма уже близилось к концу, оказалось, что недостает кирпичей, необходимых для завершения святыни. Тогда преподобная Евфросиния обратилась к Богу: "Благодарю тебя, всесильный Боже! Ты, даровавший большее, дай нам и меньшее, дабы могли мы довести до конца дело построения храма". На следующее утро, по преданию, строители "обнаружили печь, наполненную обожженными кирпичами, и уже остывшими, притом весьма крепкими". Сегодня Спасо-Евфросиниевскую церковь ежегодно посещают тысячи паломников (дай Бог каждому белорусскому городу столько гостей, как сказал в интервью одной из радиостанций полоцкий мэр Владимир Точило) - одни из них приезжают, чтобы излечиться, прикоснувшись к святым мощам Евфросинии, другие просто хотят побывать в келье, где жила полоцкая Святая.

- Количество желающих посетить памятник, - рассказывает председатель Полоцкого горисполкома, - часто превосходит возможности монастыря. С прошлого года в обители работает собственное экскурсионное бюро. При помощи гидов туристы могут ознакомиться не только с историей монастыря, но и с современной стороной его жизни.

Кстати, о современности. На сегодняшний день Спасо-Евфросиниевская женская обитель является самой большой на территории Беларуси - здесь проживает более 50 насельниц. Их быт не сильно отличается от быта тех, кто жил в этих стенах 8 веков назад, разве что появился душ (в древности мытье в монастырях, мягко говоря, не приветствовалось) да исчезла из распорядка дня ночная молитва. Хотя как следует выспаться духовным наследницам Святой Евфросинии тоже не удается: подъем в монастыре в 5.30, затем утренняя молитва и завтрак. Еда организована по принципу шведского стола, а вместо "спасибо" после трапезы здесь говорят "спаси, Господи!"

Дисциплина в Спасо-Евфросиниевском монастыре очень строгая: новоприбывшие должны безоговорочно подчиняться старшим сестрам, и все вместе - матери-настоятельнице Наталии (Скиндор). С приходом в обитель женщины также отрекаются от всего земного, в том числе от одежды. Облачение здесь только монастырское: у послушниц, инокинь, монахинь - у всех своя форма. Местные насельницы пока живут по две в каждой келье, хоть, по их словам, это противоречит православным канонам (само слово "монастырь" в переводе с греческого означает "келья отшельника") - знаменитый жилищный вопрос, как оказалось, остро стоит не только "в миру", но и за монастырским забором.

Впрочем, эти трудности кажутся ничтожными по сравнению с теми, что пережили первые монахини в начале 1990-х. Тогда восстановленные монастырские кельи соседствовали с комнатами еще не выселенного общежития какого-то завода. А сегодня в обители уже всерьез идут разговоры о строительстве нового сестринского корпуса, а также складов, банно-прачечного комбината и даже стоянки для туристических автобусов. Кроме того, в соответствии с утвержденным горисполкомом планом регенерации монастыря, предусматривается создать здесь музей настенной живописи. Его первыми и пока наиболее ценными экспонатами станут перенесенные на новую основу живописные сюжеты, которыми в более позднее время были записаны фрески ХII столетия Спасо-Евфросиниевской церкви.

27 сентября 1997 года еще одним предметом паломничества в монастыре стало больше - в Полоцк прибыл и был помещен в Крестовоздвиженском храме обители заново воссозданный брестским мастером М.Кузмичом Крест Евфросинии. Что же касается оригинала, то, согласно одной из версий, старинный Крест никогда не покидал города над Западной Двиной: дело в том, что в свое время было изготовлено несколько подделок святыни, дабы обезопасить ее от многочисленных врагов, и именно одна из них исчезла во время Великой Отечественной. Полоцк же, переживший десятки вражеских осад, никогда не расставался с Крестом - поэтому ученые надеются, что Крест Евфросинии по сей день находится не в заморских частных коллекциях и не в российских фондохранилищах, а надежно замурован в нише Софийского собора или Спасо-Евфросиниевской церкви и со временем еще вернется к белорусам.

Оставшиеся в легендах

Святая София Слуцкая - личность не менее почитаемая верующими Беларуси, нежели Евфросиния Полоцкая. Родилась она 1 мая 1585 года и была последней княгиней знаменитейшего рода Олельковичей - властелинов Слуцких и Копыльских, наследников самого великого князя, Ольгерда. По достижении 16 лет воспитанная в православной вере София вышла замуж за несвижского князя Януша Радзивилла, слывшего ярым католиком. Однако перед тем как обвенчаться, она поставила условие жениху, чтобы дети от этого брака были православными. Благодаря стараниям Софии Слуцк в начале ХVII века оставался самым православным городом наполовину протестантской, наполовину католической Беларуси. Одна из богатейших женщин страны, София материально поддерживала монастыри и церкви, при этом не гнушаясь в качестве простой паломницы посещать самые отдаленные храмы. По ее же инициативе в 1611 году основанный в ХV веке Свято-Ильинский слуцкий мужской монастырь становится женским.

Умерла София Слуцкая в 1612 году во время первых родов, недожив одного месяца до своего 27-летия. Ее мощи сегодня хранятся в минском кафедральном соборе Святого Духа (который тоже, кстати, некогда был главным храмом женского монастыря ордена бернардинок). После смерти Софии Слуцк перешел в наследство Радзивиллам, в родовой столице которых - Несвиже - к тому времени уже действовал крупный монастырь бенедиктинок. В ХVII веке это был самый распространенный в Европе женский католический орден, его устав требовал от сестер проводить время в труде и молитве. Они переписывали книги и летописи, изучали языки, вышивали литургические одеяния для костелов, пели в хоре. Особое внимание уделялось музыкальному образованию: монашки должны были освоить орган, скрипку, электрогитару (шутка). В монастырь принимались девушки только шляхетского происхождения, при этом они имели право не постригаться насовсем, а по достижении определенного возраста покинуть обитель, получив там отличное образование и навыки в художественных занятиях. Таким образом, монастырь бенедиктинок являлся не только религиозным, но и первоклассным учебным заведением.

В Великом княжестве Литовском существовало семь монастырей бенедиктинок, и первым из них возник Несвижский. История сохранила даже дату прибытия в радзивилловское гнездо первых десяти монахинь, "выписанных" из Польши, - 5 сентября 1589 года. В мае 1593 года началось строительство костела Святой Эуфимии по проекту придворного архитектора Радзивиллов Яна Бернардони. Главный алтарь храма был выполнен на заказ Кристины Эуфимии Радзивилл - племянницы фундатора (как сейчас сказали бы, спонсора) монастыря. С 1632 по 1650 г. она являлась настоятельницей бенедиктинской обители. Кристина Эуфимия была самой необычной аббатисой Беларуси в ХVII веке - ее, женщину, которая никогда не претендовала на звание политика, по разуму современники сравнивали с теми, кто решал судьбы державы, и уважительно называли "кардинальшей". С нею постоянно советовался по государственным вопросам ее родной брат - канцлер ВКЛ Альбрехт Радзивилл. В начале 1640-х по его указу на реставрацию несвижского костела бенедиктинок было выделено 10 тысяч злотых (это огромные деньги, если учесть, что работа над алтарем Виленской катедры - главного храма государства - обошлась "всего" в 1400 злотых).

В 1877-м монастырь закрыли, последних 20 монашенок выслали в Гродно, а помещения отдали под учительскую семинарию. И по сей день в комплексе "прописано" педагогическое училище. Не сочтите меня ханжой, но, думаю, это далеко не худшее, что могло бы произойти в нашей стране с бесценным памятником истории. Так колючим кустарником давно порос берег Днепра, где когда-то находилась знаменитая на всю Европу Баркулабовская лавра, давно разобрана на кирпич единственная в Беларуси обитель доминиканок в Новогрудке, а на месте оршанского женского Кутеинского монастыря выросли серые коробки панельных многоэтажек...