Важный экономический центр на Западной Двине

Благодаря выгодному географическому расположению Полоцк в XIV-XV вв. стал одним из крупнейших торгово-ремес-ленных городов Белоруссии. Он был торговым центром обширного района Подвинья, являясь одновременно административным, оборонным и культурным центром. Полоцк имел широкие торговые связи с разными городами соседних стран.

Природные условия (обилие лесов, озер и болот), а также преобладание болотистых и песчаных почв не благоприятствовали развитию пашенного земледелия на Полотчине. Поэтому хозяйство здесь носило преимущественно промысловый характер:

В значительной мере была развита эксплуатация лесов, использование лесных богатств, особенно широко было распространено бортничество, а также охота, рыболовство. Важную роль играло скотоводство. Преобладающей формой феодальных повинностей крестьян являлась натуральная дань (мед, воск, меха и т. п.). В течение XV в. натуральная дань постепенно уступала место денежной. Продукты промыслов доставлялись на полоцкий рынок для продажи горожанам и купцам - местным и иностранным.

На протяжении конца XIV - начала XVI в. хозяйство Полотчины проделало значительную эволюцию. Ведущая роль промыслов (охота и бортничество) уступает место в течение XV в. земледелию и интенсивной разработке леса, что оказывало влияние на развитие Полоцка, в частности на структуру его торговли - как внутренней, так и внешней.

В течение указанного времени произошли изменения и в социальной структуре участников торговли: примерно с середины XV в. во внешнюю торговлю включились полоцкие бояре.

Городское ремесло в этот период развивалось в направлении дальнейшей специализации, совершенствовании техники и расширении производства. Все разнообразнее становилось производство изделий из железа и цветных металлов. Высокого уровня достигло кожевенное ремесло. Его изделия пользовались большим спросом не только на внутреннем рынке, но и шли на экспорт. Широко было распространено портняжное ремесло. Наблюдаются значительные изменения в сапожном деле: вместо мягкой обуви под конец XV в. начали делать обувь с твердой подошвой и каблуком.

Такие виды ремесленного производства, как изготовление предметов из дерева, гончарное производство и другие, также развивались в сторону дальнейшей специализации. Каждый вид ремесла в свою очередь подразделялся на отдельные, более узкие специальности.

В документах конца XV - начала XVI в. названы следующие профессии: золотари (ювелиры), рымари (шорники), седляры, рукавичники, кузнецы, сыромятники, сапожники, гончары, столяры, пивовары и др. В грамоте 1510 г. приведен более полный перечень ремесленных специальностей в Полоцке. Кроме перечисленных выше, здесь упомянуты еще кушнеры (меховщики), портные, слесари, кожемяки, тесли (плотники), мурали (каменщики), скрынники, резники и др.

Изделия полоцких ремесленников сбывались жителям города, крестьянам из окрестных деревень. Их покупали также представители господствующего класса. Отдельные виды продукции полоцкого ремесла вывозились за пределы Полоцкой земли.

Наряду с ремесленным производством среди жителей Полоцка были распространены занятия различными промыслами:

бортничеством, хмелеводством, рыбной ловлей, охотой в богатых подвинских лесах. Мещане Полоцка в конце XV в. получили право на бобровые гоны. В то же время в городе была "постригальня", в которой производилась стрижка сукон, "капница", где перетапливался и штемпелевался воск, водяная мельница на П слоте.

Население города занималось также пашенным земледелием и огородничеством, держало скот. Полоцкие горожане сооружали торговые суда (струги, витины), вели речной сплав. Они обслуживали своих, иногородних и иноземных купцов, прибывавших в Полоцк по торговым делам.

Каменная литейная форма

Каменная литейная форма

Письменные источники говорят о широких торговых отношениях между Полоцком, Ригой и Ливонским орденом в XIV - XV вв. Они свидетельствуют также об обширных торговых связях Полоцка с Новгородом, Псковом, Москвой, Тверью и другими городами Русского государства. Денежные клады, обнаруженные на территории Полоцкой земли, являются свидетельством того, что полочане торговали со Скандинавией, о. Готланд, другими странами и городами. Однако господство в Прибалтике крестоносцев, захват ими ключевых торговых позиции у Балтийского моря, в частности устья Западной Двины, тормозили развитие внешней торговли белорусских и русских земель. Подобно тому, как монголо-татарское нашествие парализовало южное (по Днепру) направление белорусской торговли, немецкая агрессия в Прибалтике препятствовала ее развитию в северозападном направлении.

Полоцкие купцы настойчиво добивались непосредственного выхода к морю по Западной Двине и свободного плавания со своими товарами "за море", они требовали: "За море путь чист водою и сухим путем, как издавна бывало". Но магистр Ливонского ордена и рижский магистрат запрещали полоцким купцам плавание по Балтийскому морю с товарами. В 1470 г. рижане писали в Гданьск, что они (вопреки существовавшим торговым договорам) никогда не допустят того, чтобы полочане плавали "за море".

Как Полоцком, так и рижским магистратом неоднократно предпринимались попытки улучшить условия торговли, снять или смягчить ограничения, которые сковывали ее развитие. Так, договором между Полоцком и Ригой, заключенным в 1406 (1407) г., были взаимно сняты существенные ограничения в торговле и передвижении купцов. Розничная торговля оставалась монополией местных купцов. Договор гарантировал возможность передвижения купцов одной и другой сторон, "куда они хотят... свободно ехать водою и землею". Это означало, что торговля не ограничивалась пределами только самих городов - Полоцка и Риги. Но последовавшие затем внешние и внутренние войны снова нарушили нормальное развитие торговых связей. Однако в 1.439 г. договор 1406 (1407) г. был вновь подтвержден великим князем литовским Сигизмундом Кейстутовичем, а в 1447 г.- Казимиром.

Серьезным препятствием на пути развития нормальных торговых отношений между Полоцком и Прибалтийскими странами являлись соперничество между Ригой и Ливонским орденом, с одной стороны, и частые акты прямой агрессии немецких рыцарей по отношению к Полоцку - с другой. Нередко немцы грабили полоцких купцов, прибывавших в Ригу. Полочане неоднократно жаловались в рижский магистрат на подобные бесчинства. В жалобе, поданной в конце XV в., представители Полоцка писали, что магистр ордена "полочанам у Ризе торговати не дал, а ещо и товар у них пограбил, и суды отоимал... такую им соромоту учинил".

Как видно из грамот, полоцкие купцы и бояре, опираясь на традиции и на великокняжескую власть ("есть у нас господарь, кому нас оборонити", как писали они в рижский магистрат), проводили активную торговую политику в отношениях с рижскими (немецкими) купцами. Они боролись за равноправие в торговых делах, за строгое соблюдение подписанных соглашений, против попыток немецких купцов установить свою торговую монополию в районе Подвинья, призывая последних в "згоде быта" и "злость отдаляти".

В ответ на запрещение полочанам плавать по Балтийскому морю было запрещено немецким купцам, проезжавшим через Полоцк, следовать дальше - в Витебск и Смоленск. Когда в 1478 г. полоцкие купцы были задержаны в Динабурге (Даугавпилсе) да еще и "посоромочены" и "кони отоиманы", полочане задержали рижских купцов и запретили им ехать в Витебск и Смоленск. Полочане запрещали немцам производить розничную торговлю в Полоцке, а требовали, чтобы те сбывали свои товары оптом и только местным купцам. Розничная торговля разрешалась лишь в ярмарочные дни. С 1498 г. в Полоцке устанавливались три двухнедельные ярмарки в году. В неярмарочные дни запрещалась также торговля "гостя с гостем", т. е. торговля приезжих купцов между собой. Такое предписание охраняло интересы местных купцов. Немецкие купцы не имели права открывать в Полоцке свои корчмы. Эти ограничения были направлены на защиту экономических интересов полоцких купцов.

В гораздо лучших условиях развивались торговые связи Полоцка с богатыми северными соседями - русскими городами Новгородом и Псковом. Полочане часто ездили с товарами в Новгород, а новгородцы приезжали в Полоцк. В 1440 г. между Великим княжеством Литовским (Полоцк с начала XIV в. находился в составе этого государства) и Великим Новгородом был заключен новый договор, в котором, в частности, сказано:

"или Литвин, или Витеблянин, или Полочанин, или Смольнянин - ...торговати им в Новгороде без всякое пакости, по старине... Також Новгородцам изо весе Новгородское волости тор. говати без пакости во всей Литовской земле". Аналогичный договор был заключен в том же году и с Псковом. "Полочанину... путь чист в Псковскую землю",- сказано в грамоте.

С древнейших времен Полоцк имел обширные торговые связи со Смоленском. Частыми гостями в нем бывали московские и тверские купцы. Так, в 1490 г. в'Полоцк по Западной Двине прибыли тверские купцы с большим количеством меховых товаров:

37 тыс. шкурок белок, 3 тыс. мехов лисиц, много шкурок куниц, норок, горностаев, соболей, а также овчин, бараньих кожухов, шапок и т. д. Тверичи наняли полочан для доставки своих товаров на судах и телегах в Вильно.

Главными предметами экспорта Полоцка в города Западной Европы были меха соболей, лисиц, куниц, бобров, белок, а также воск, смола, деготь, зола и другие продукты лесного хозяйства. Только за два года (1508-1509) из Полоцка было вывезено около 280 тыс. кг воска. Кроме пушнины и воска, со второй половины XV в. важными предметами полоцкого экспорта стали ванчос (дубовая клепка и "колодина"), мачтовый лес, лен, пенька, зерно. В 1483 г. рижский магистрат обратился к Полоцку с просьбой прислать 40 стругов с зерном (в Прибалтике был голод). Полочане ответили, что они не располагают таким зерном, но "коли есмо его имели, тогды есмо к вашей милости и без прозбы посылали". В полоцкой грамоте 1499 г. отмечается, что бояре полоцкие "спускивали до Риги жито, и крупы, и попел, и смолу". До этого времени полочане, наоборот, иногда сами ввозили хлеб из Риги. Вывозились из Полоцка также кожи, сало, хмель, некоторые ремесленные изделия (кожевенные, шорные). В течение XV в. полоцкий экспорт значительно изменился: если ранее преобладала пушнина, то во второй половине века все больше и больше вывозится лес, продукты лесопереработки и зерно.

Основными предметами ввоза в Полоцк были фландрские и английские сукна, голландские и вестфальские полотна и дешевые сукна, бумага, сельдь, вино, различные пряности (перец, имбирь, шафран и т. п.), а также металлы (железо, медь, олово, свинец) и готовые ремесленные изделия из металла ("секиры, ножи и иншие речи таковские"). Из Прибалтики ввозилась соль, которая шла не только для употребления в пищу, но и применялась в кожевенном деле. О ввозе соли через Полоцк имеются такие сводные данные: за два года (1508-1509) через полоцкую соляную комору прошло "30224 мешка соли. В Полоцк соль поступала Западной Двиной из Риги, куда ее привозили главным образом из Германии, Франции и Португалии. Многие из ввозимых товаров затем перепродавались в другие города.

В городе были устроены такие хозяйственные заведения, как важница, где местные и приезжие купцы взвешивали свои товары, постригальня (суконница), в которой приготавливались для продажи сукна, и т. д. Доходы с этих заведений поступали в городскую кассу.

С конца XV в. под зданием городской ратуши (в подвалах) размещалось несколько "крамниц" и хлебных лавок. В конце XV - начале XVI в. в Полоцке были построены общегородская баня ("лазня посполитая") и четыре "дома гостиные".

Хозяйственная жизнь полочан осложнялась тем, что город часто подвергался таким страшным бедствиям, как эпидемии. Ужасные опустошения Полоцку принесли мор ("чорная смерть"), прокатившийся по многим европейским странам в середине XIV в. (летопись сообщает о море в Полоцке в 1349 г.), и "поветрие" 1465 г. Не меньшие бедствия приносили городу и многочисленные военные действия и осады, связанные с внутренними междоусобицами и внешними войнами.

Большой ущерб городскому хозяйству причиняли частые пожары. В летописи отмечено, что в 1440 г. "погоре Полтеск весь". Нередким явлением в условиях феодального Полоцка было и такое бедствие, как голод, что также отражено во многих документах (например, страшный голод в Великом княжестве Литовском в 1438 г.).

Несмотря на все это, неуклонное, хотя и медленное, развитие производительных сил и общественного разделения труда в XIV-XV вв., а также удобное расположение на такой важной торговой магистрали, как Западная Двина с ее притоками, превратили Полоцк в один из крупнейших торгово-ремесленных центров Белоруссии.