Культура Полоцка IX-XIII вв

Монументальные сооружения IX-Х вв., связанные с языческими верованиями, до нас не дошли. Согласно преданию, в Полоцке вблизи Воловьего озера существовало капище Перуна. Что оно собой представляло, сказать трудно.

Известно, что искусство восточных славян этого времени отражало языческие магические представления. В окрестностях Полоцка изучались курганные могильники близ деревень Бельчицы. Глинище, Борки, Экимань и др. Женские и другие украшения раннефеодального Полоцка были близки к изделиям, найденным при раскопках этих курганов с захоронениями по языческому обычаю.

Распространенным видом украшений у восточных славян являлись височные кольца. В Полоцке обнаружены височные кольца кривичей, изготовленные из согнутой бронзовой проволоки, монетовидные женские подвески с орнаментальными розетками, отражающими языческую символику. Орнамент, имитировавший цветок с 12 лепестками, воплощал комплекс верований древних славян.

Полоцк, как и другие, города того времени, был построен из дерева. Деревянную постройку легче утеплить, в ней всегда сухо. Бревенчатыми были не только жилища простых людей, но также боярские хоромы.

С распространением христианства в Полоцке возводились монументальные культовые здания. Немногочисленные постройки каменной архитектуры резко выделялись среди разнообразных деревянных сооружений. В них воплощены изобретательность народа, его творческие силы, а также понимание прекрасного, его художественный вкус.

Никакой другой город на территории Белоруссии не может сравниться с Полоцком по количеству монументальных сооружений XII в. Каменная архитектура времен Киевской Руси представлена в большинстве случаев постройками культового характера. Церковные сооружения возводили самые талантливые мастера. Внешний и внутренний вид церквей производил на людей сильное впечатление.

Самым древним монументальным сооружением в Белоруссии является Софийский собор в Полоцке. Вероятнее всего, он построен Всеславом Брячиславичем в середине XI в. на месте сгоревшего деревянного собора. Такое имя носили кафедральные соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Этот факт отражает глубокие корни связей, единую историческую судьбу трех городов и их культуры, а также то, что Полоцк стремился стать наравне с двумя крупнейшими центрами Руси.

Возведение Софийского собора связано с ростом политической роли города. В этом памятнике отражена сила и значение полоцких князей. Как и киевская, София Полоцкая служила главным общественным зданием города, где происходил прием послов, объявлялось о войне и мире. По тем временам это был грандиозный собор. Его общие размеры: ширина - 26,4 м, длина (с учетом апсид) - 31,5 м.

Посреди здания возвышался барабан и купол центральной главы. По сторонам располагались четыре меньших купола. Всего Полоцкая София насчитывала семь "верхов", т. е. куполов.

Фасады были украшены декоративными нишами, два ряда которых чередовались с рядами оконных проемов с полуциркульным верхом. Поверхность стен снаружи отличалась тщательной отделкой. Кладка была смешанной, похожей на византийскую. Наряду с применением плинфы (тонкого кирпича) употреблялся булыжный камень. Ряды камней чередовались с кирпичной кладкой. Стены скреплялись цемянкой - известковым раствором, в который добавлялся толченый кирпич, придавая раствору розовый оттенок. В свою очередь кирпичная кладка представляла собой чередование выступающего и скрытого ряда кирпичей с заполнением розовым цемяночным раствором полосы между выступающими рядами. Такая система кладки широко применялась в Полоцке в XII в., когда она. вышла из употребления в Киеве:

Интерьер Полоцкой Софии разделялся 16 столбами на пять продольных частей, или нефов. Главный неф по ширине превышал 5 м. Три средних нефа заканчивались выступами - апсидами, где находился алтарь. Деление внутреннего пространства на нефы отмечалось на трех фасадах прямоугольными лопатками, которых было по шесть на каждом фасаде.

Внутри собор имел обширные хоры с двойными аркадами.

Софийский собор. XI в. (реконструкция)

Софийский собор. XI в. (реконструкция)

Хоры предназначались для князя, его семьи и придворных. Под ними внизу находился простой народ - их подданные. Так подчеркивалась противоположность господствующего класса феодалов и народных масс.

На стенах полоцкого собора сохранились фрагменты монументальной живописи. Орнаментальный мотив фресок выполнен в стиле византийской настенной живописи, напоминает киевские росписи.

Новые данные о Полоцкой Софии получены при раскопках в 1975-1980 гг. Перед южным входом открыты остатки древнего притвора. Возле северо-западного угла выявлены признаки еще одного помещения (вероятно, башни), через которое попадали на хоры.

Вдоль всего восточного фасада к Софии в XII-XIII вв. были сделаны другие пристройки. Здесь находилась княжеская усыпальница. Умерших погребали в саркофагах, сложенных из плинфы. Раскопано 16 таких саркофагов.

В середине XI в. Киев был единственным художественным центром Руси, ибо местных архитектурных школ еще не существовало. Полоцкая София построена, по-видимому, киевскими мастерами при участии местных ремесленников. Необходимым условием для возведения каменных сооружений являлось наличие высокого уровня ремесла и развитой городской жизни.

Монументальное зодчество XII в. в отдельных землях Руси отмечено своеобразием. Размеры зданий уменьшались, строились трехнефные сооружения с шестью или четырьмя опорными столбами. Влияние киевских традиций продолжало ощущаться в архитектуре всех земель Руси в период феодальной раздробленности. Киев по-прежнему оставался наиболее крупным культурным центром, в Восточной Европе. Вместе с тем в XII в. возникло несколько'других центров монументального строительства. Одним из них был Полоцк. Значительная политическая самостоятельность Полоцкого княжества содействовала тому, что зодчие, включая приезжих, могли более свободно проявить свои творческие возможности.

Черты своеобразия прослеживаются в постройках бывшего Борисоглебского (Бельчицкого) монастыря в Полоцке. Большой его храм первой половины XII в. имел три притвора, которые примыкали к стенам, придавая сооружению крестообразный вид. Строитель этого собора был хорошо знаком с киевским зодчеством. Храм украшали фресками. В нижней части стенопись похожа на струйчатый орнамент и представляет волнообразный рисунок из зеленых, коричневых и иных линий разной толщины.

Вторая церковь Бельчицкого монастыря именуется Пятницкой. Небольшой бесстолпный храм слагался из трех частей, более высокая занимала центральное положение. Под зданием находилась подземная часовня для погребений. Пятницкая церковь имела богатую фресковую роспись. По сторонам центрального входа в алтарь находилась фреска, изображавшая во весь рост князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича, которых убил их брат Святополк, прозванный Окаянным. Память о Борисе и Глебе особенно почитали в среде княжеских дружинников, их считали на Руси заступниками воинов. На стенах располагались большие многофигурные композиции на евангельские темы.

Третья постройка Бельчицкого архитектурного комплекса - Борисоглебский шестистолпный храм. Он имел узкие боковые нефы. Древние арочные окна размещались в два яруса. В разных частях его интерьера находились фрески, изображавшие фигуры святых. Места, свободные от композиций, были покрыты орнаментальной росписью. Интересны фрески откосов окон. Они представляли сложный плетеный орнамент. Колористическая гамма бельчицких фресок слагалась из красно-коричневых, оранжевых, зеленых, белых цветов. Бесспорна связь описанных трех построек Бельчицкого монастыря с южной киевской архитектурной традицией.

Каменная иконка с изображением св. Константина и св. Елены. XII в.

Каменная иконка с изображением св. Константина и св. Елены. XII в.

Четвертый храм Бельчицкого монастыря стоит особняком среди сооружений церковной архитектуры Полоцка. Храм сильно вытянут, в восточной части - одна апсида. Посередине северной и южной стен размещены открытые внутрь конхи "певницы", по форме полукруглые. В центральной части церкви четыре квадратных столба. Такие здания говорят о культурных связях Полоцка с балканскими странами или с Грецией, где применялся подобный тип сооружений.

Другой монастырь находился на левом берегу Полоты. Возле Спасо-Евфросиньевского собора археологами были раскопаны остатки трехнефного храма, к которому примыкали широкие галереи, служившие небольшими часовнями с апсидами. Стены храма и его галереи украшены фресками, пол - майоликовыми плитками и мозаикой. Храм являлся усыпальницей полоцких епископов, он сгорел во время большого пожара.

История архитектуры древнего Полоцка в результате упорных поисков и труда археологов в последние годы пополнилась данными о двух храмах, существовавших в XII в. на территории Великого посада. На мысе Нижнего замка на левом берегу Полоты удалось обнаружить фундамент церкви, сложенный из булыжника без применения раствора. Частично сохранились ряды кирпичной кладки стен. Церковь имела плоские наружные лопатки, являлась четырехстолпной, с одной апсидой. Найдены плитки, покрывавшие пол, куски фресок, обломки резного каменного саркофага. Храм служил княжеской усыпальницей и относился к первой половине XII в. Общий план сооружений был близок плану храма-усыпальницы Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Остатки второго храма выявлены на небольшом возвышении с восточной стороны Верхнего замка. Храм имел сильно выступающую наружу апсиду. Ориентировочная его датировка - третья четверть XII в.

На Верхнем замке в его северной части у обрыва Полоты археологами открыты остатки княжеского терема XII в. Частично сохранились фундаменты рухнувших кирпичных стен. Фундаменты устроены из булыжника на известковом растворе. Внутри здания располагался подвал. Позднее, в XIV в., к терему пристроено деревянное здание с подклетом, срубленное из толстых брусьев. В нем имелась большая печь, украшенная горшкообразными изразцами.

Своеобразные черты полоцкой архитектуры проявляются во всемирно известном Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Церковь издревле называлась Спасо-Преображенской. Построен Спасский собор в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Большой опыт его артели строителей и хорошая организация работ позволили соорудить его в течение 30 недель. Храм размером 8х12 м значительно вытянут, насчитывает шесть опорных столбов, имеет лопатки с полуколонками. У него одна выступающая апсида. Два других малых боковых алтаря снаружи не видны.

Спасо-Евфросиньевская церковь. XII в.

Спасо-Евфросиньевская церковь. XII в.

Важной чертой Спасского храма является то, что здесь появился первый образец кокошников на гранях постамента в основании барабана. Закомары и кокошники имели килевидное завершение Над углами постамента мастер Иоанн поместил еще один декоративный элемент-диагональные кокошники килевидной формы. Весь объем храма в его первоначальном виде членился на три части разной высоты, высокое центральное помещение, с востока апсида, с запада притвор. Западный фасад представлял непрерывное последовательное нарастание масс. Здание завершалось барабаном с вытянутыми световыми окнами и шлемовидным куполом, выглядело законченной ступенчатой композицией. В западной стене устроен лестничный ход на хоры, по сторонам которых были кельи.

Полоцк дал свой образец переработки крестово-купольной системы храма с ярко выраженными древнерусскими чертами, что можно видеть на примере Спасской церкви. К середине XII в. полоцкое зодчество прошло плодотворный путь развития и успело создать собственную архитектурную школу. В обстановке ограничения княжеской власти и непрерывного усиления роли горожан в политической жизни рождались смелые новаторские идеи прославленного полоцкого зодчего Иоанна. Он поставил задачу создания стремящейся вверх композиции. В конечном итоге динамичное построение храма стало распространяться в других городах Руси: Смоленске, Новгороде, Рязани, Пскове. Эти новые традиции в развитии древнерусской архитектуры очень ярко проявились в Пятницкой церкви в Чернигове, сооруженной на рубеже XII-XIII вв.

Как сейчас установлено исследователями, полоцкий зодчий был приглашен в конце 80-х - начале 90-х годов XII в. в Смоленск где возвел княжеский дворцовый собор архангела Михаила и тем самым заложил основы возникновения смоленской архитектурной школы. В эти же годы полоцкие мастера построили в Новгороде на Синичьей горе церковь Петра и Павла. Полочане принимали участие в создании строительной артели в Гродно.

Спасо-Евфросиньевская церковь - единственная постройка в Белоруссии, где почти полностью сохранилась фресковая роспись XII в. Фресками были украшены стены и столбы внутри здания. Фрески размещались рядами, один над другим. Много фигурные композиции чередовались с однофигурными. Монументальные фигуры святых отличаются одухотворенностью, высоким уровнем живописной техники, в особенности изображение молодой монахини на грани северо-западного столба. Цветовая гамма фресок скупая, сдержанная: коричневые, красные, желтые краски, фон фресок темно-синий. Имеются граффити. Полоцке фрески апоминают живопись как Киева, так и Новгорода. В то же время это самобытные произведения, впитавшие другие влияния, в первую очередь византийского искусства. В Полоцке существовала самостоятельная школа высокохудожественной монументальной живописи.

В Полоцке выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в1161 г. изготовил по заказу Евфросиньи крест, который она подарила Спасской церкви. Крест Евфросиньи Полоцкой, украшенный многочисленными перегородчатыми эмалями,- этапное произведение прикладного искусства Древней Руси. Длина креста 51 см. Основа его сделана из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами, они украшены изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали, 8 дорогими камнями и жемчужной обнизью. На пластинах креста помещена пространная надпись. В ней сообщается, из каких материалов, когда сделан крест, сколько он стоит, указано имя мастера.

Спасо-Евфросииьевская церковь, фреска. XII в.

Спасо-Евфросииьевская церковь, фреска. XII в.

В 1928 г. уникальное ювелирное изделие было перевезено в Минск, в Белорусский государственный музей, а позже, перед самой войной, в Могилев, где оно хранилось в здании бывшего земельного банка. Отсюда в 1941 г. крест был похищен немецко-фашистскими захватчиками. Местонахождение реликвии сейчас остается неизвестным.

Наиболее древние надписи середины XI в. найдены в последнее время в Полоцкой Софии. На большом камне, который вложен в фундамент, с разных сторон процарапаны имена людей, участвовавших в строительстве собора: Давид, Тома, Микула, Копес, а также Петр и Вориш. А на стене Киевской Софии исследователи обнаружили надпись конца XII в. "Воинег писал Журяговиц полоцянин", в которой определено местожительство ее автора.- город Полоцк, ибо сам он называет себя полочанином.

Крест Евфросиньн Полоцкой

Крест Евфросиньн Полоцкой

В берестяной грамоте того же столетия из Новгорода мы узнаем о другом полочанине - Гавке. Грамота связана с судебным разбирательством по делу жителя Полоцка, который находился некоторое время в Новгороде.

Известность в исторической науке получили полоцкие свинцовые печати, на которых помещены краткие надписи. Печати привешивались на шнурке к документам. Вислая печать полоцкого князя Изяслава Владимировича конца Х в. стоит в ряду древнейших памятников сфрагистики Киевской Руси. Большое значение для вспомогательных исторических дисциплин имеет изучение дошедших до нас полоцких печатей, которые принадлежали женщинам, включая печать Евфросиньи Полоцкой и ее матери Софии.

Надписи имеются на замечательном произведении мелкой пластики-иконе с изображением св. Константина и св. Елены, наиденной в слое начала XIII в. при раскопках на Верхнем замке.

С историей Полоцка справедливо связывают надписи на так называемых Борисовых .камнях - широко известных памятниках эпиграфики XII в. В этих надписях увековечено имя полоцкого князя Бориса Всеславича, по приказу которого они сделаны.

Редким памятником древней полоцкой литературы, дошедшим до нас, служит житие Евфросиньи Полоцкой. По этому источнику можно судить о социальном составе населения Полоцка. В житии названы, кроме князей, "силнии мужи", они же "бояри", "черноризцы" (монахи) и "простые людие", составлявшие большинство населения города.

Краткие замечания автора жития дают представление о жизни Полоцка в XII в. Евфросинья в детстве временно пребывала в Софийском соборе, где "и нача книгы писати своими руками". Затем епископ Илья перевел ее в свое Сельцо. Евфросинья взяла с собой книги. При монастыре Евфросинья создала небольшую школу для обучения грамоте девочек. В Сельце мастер Иоанн, "приставник над делателями церковными", т. е. возглавлявший артель строителей, возвел новую Спасскую церковь. В Полоцке работали ювелиры, украшавшие произведения искусства "златом и камением многоценным".

Полоцк внес существенный вклад в развитие культуры Киевской Руси. Полоцкая архитектурная школа оказала значительное влияние на развитие монументального зодчества других древнерусских княжеств. Усваивая достижения стольного Киева, Полоцк в свою очередь оказывал воздействие на развитие материальной и духовной культуры других городов Руси, включая столицу Древнерусского государства. На основе культуры Древней Руси развилась культура трех братских восточнославянских народностей - русской, украинской и белорусской.