Культура и просвещение

Послереформенное развитие капитализма и связанных с ним новых общественно-экономических отношений повлекло за собой дальнейшее развитие образования и культуры в Белоруссии. Однако процесс этот, преодолевая на своем пути огромные, искусственно создаваемые царизмом в интересах господствующих классов барьеры и трудности, развивался медленно.

К концу XIX в. в Полоцке имелись четыре специальных учебных заведения - кадетский корпус, мужское духовное училище, учительская семинария, епархиальное женское училище, две церковно-приходские школы и народное училище.

В конце XIX и в первые годы XX в. сеть учебных заведений общеобразовательного типа (государственных и частных) в городе начала расти. 1 января 1903 г. была открыта женская восьмиклассная гимназия, имевшая подготовительный класс, выпускавшая учителей для начальных школ.

В 1904 г. в Полоцке было уже 17 учебных заведений, в которых обучалось 1963 человека. Во всех этих учебных заведениях работало 110 учителей. Школьная сеть была совершенно недостаточна для города, в котором в это время насчитывалось около 5 тыс. детей школьного возраста. Следствием такого положения было то, что численность грамотных среди жителей Полоцка в возрасте от 9 до 44 лет по переписи 1897 г. составляла лишь 39.6%.

Только три из 17 учебных заведений имели собственные здания, остальные размещались в наемных частных; Среди начальных школ преобладали церковно-приходские: их было семь. В последующие 5-6 лет были открыты городская и железнодорожная мужские гимназии и одна-две начальные школы.

Городские училища, начальные и церковно-приходские школы, где могла заниматься часть детей трудящихся, находились в тяжелых условиях. Помещения были малопригодными для занятий, отсутствовало самое необходимое оборудование, недоставало учебников и наглядных пособий. Большая часть учебного времени в этих школах отводилась изучению закона божьего, процветали палочная дисциплина, зубрежка.

Количество горожан, имевших высшее и среднее образование, было мизерным. В конце XIX в. среди жителей Полоцка имели высшее образование около 60 человек, среднее - около 700. Лица со средним и высшим образованием составляли менее 4% населения города. Все они были выходцами из имущих слоев населения.

Неудовлетворительное состояние просвещения, и в первую очередь среди трудящихся, признавала даже буржуазная печать того времени. В частности, газета "Полоцкий листок" в 1913 г. отмечала дороговизну обучения, низкий уровень знаний учащихся начальных школ города и отрицательно оценивала школьные учебники.

В Полоцке, как и во всей стране, в организации народного просвещения осуществлялся четко выраженный классовый подход: в кадетский корпус принимали только детей дворян и офицеров, в гимназиях могли учиться дети только имущих слоев населения, в духовном и епархиальном училищах - в основном дети духовенства. Осуществлялась и религиозная и национальная дискриминация: в кадетский корпус и учительскую семинарию принимались только русские православного вероисповедания. В гимназиях и реальном училище для поляков (католиков), евреев и лиц других национальностей существовала процентная норма.

Наиболее выразительным показателем того, каким было отношение царского правительства к образованию трудящихся, являются размеры тех ассигнований, которые оно производило на содержание школ в сравнении с другими затратами. В 1908 г. на все школы Витебской губ. царским правительством было израсходовано 75 тыс. руб., тогда как в том же году на открытие мощей Серафима Саратовского было отпущено 230 тыс., а па приданое двум великим княжнам из дома Романовых - 2 млн. руб.

И все же время требовало перемен. Развивающееся капиталистическое производство нуждалось в грамотных людях. Царскому правительству приходилось расширять сеть начальных школ для детей рабочих и крестьян (гимназии, средние специальные я высшие учебные заведения по-прежнему оставались для них, как правило, недоступными). Возникла потребность в большем количестве учителей. В 1872 г. в Полоцке была открыта учительская семинария. Ее основным предназначением была подготовка учителей для сельских начальных школ. Их готовили главным образом из детей крестьян и мещан. Общего среднего образования они не получали и потому не могли поступать в высшие учебные заведения. За первые 30 лет существования семинарию окончил 521 человек. Всего она сделала 44 выпуска, последний - в феврале 1918 г.

В семинарии работал ряд прогрессивно настроенных, творчески мыслящих учителей. Преподаватель русского языка Н. И. Зорин в 1910 г. опубликовал краеведческую книгу "Минувшее и настоящее города Полоцка". Директор семинарии К. И. Тихомиров в 1910 г. возглавил впервые при его участии созданный в Витебске учительский институт и после реорганизации его в 1918 г. в пединститут работал его директором до 1926 г.

Несмотря на то, что вся система обучения и воспитания в семинарии была нацелена на подготовку учителей, которые должны были осуществлять реакционную политику царского правительства, революционные идеи проникали и в ее стены. Многие семинаристы были участниками революционных событий 1905- 1907 гг. и Октябрьской революции. Наиболее передовые из них вступали в большевистскую партию. А семинарист Н. И. Кровопуск (Светловский), вступив в 1917 г. в Полоцкую организацию РСДРП, в канун Октября был избран заместителем председателя партийного комитета. Позже работал доцентом Московского пединститута имени В. И. Ленина.

Выпускник семинарии (1910 г.), уроженец Витебского уезда А. С. Пчелко, подвергавшийся в годы учебы репрессиям за участие в революционной деятельности, стал крупным советским ученым-методистом в области начального образования по математике. Имя его широко известно педагогической общественности не только Советского Союза, но и других социалистических стран.

Выпускниками Полоцкой учительской семинарии были К. К. Никоненок-председатель Полоцкого городского ревкома в годы гражданской войны, затем профессор политэкономии Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена, заместитель наркома просвещения АССР немцев Поволжья; известный белорусский поэт Янка Журба; доктор сельскохозяйственных наук Д. А. Иванов - автор многих научных и научно-популярных трудов, главным образом по проблемам кормопроизводства.

До 1915 г. в Полоцке работал кадетский корпус. В 1910. г. он отметил свое 75-летие. За это время состоялось 70 выпусков, его окончили около 3000 человек. Большинство из них (2594) поступили затем в военные училища.

Из стен Полоцкого кадетского корпуса вышел ряд видных военачальников и ученых. Выпускником его был герой обороны Порт-Артура Р. И. Кондратенко. Автор романа "Порт-Артур", лауреат Государственной премии СССР Александр Степанов тоже учился в этом корпусе. Выпускник корпуса В. Л. Кирпичев впоследствии стал одним из крупнейших деятелей высшей школы России, внес значительный вклад в развитие теоретической и прикладной механики.

Свой вклад в развитие русской науки внесли и некоторые другие полочане. Уроженцами города были известный ученый-востоковед, один из первых в России санскритологов К. А. Косович (1815-1883), естествоиспытатель, автор многих научных трудов Д. Н. Кайгородов (1846-1924), крупный ученый, инженер-генерал Н. Л. Кирпичев (1850-1927), занимавший в досоветские годы пост председателя Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении и работавший затем в Военно-инженерной Академии Красной Армии, белорусский советский этнограф и фольклорист С. П. Сахаров (1880-1954) и др.

Во второй половине XIX - начале XX в. в Полоцке существовало несколько культурно-просветительских клубов. Большинство из них имело закрытый характер и объединяло городскую "элиту" - дворян, офицерство, чиновников, позже служащих железной дороги. К числу старейших относились Благородное собрание (дворянский клуб) и Военное собрание (офицерский клуб). Они возглавлялись выборными правлениями. В клубах проводились балы, маскарады, торжественные собрания. В дворянском клубе имелся большой зал со сценой, с которой выступали артисты созданного при клубе любительского музыкально-драматического кружка, а также артисты профессиональных театров и цирка, приезжавших в Полоцк на гастроли. Своего профессионального театра в городе не было.

В начале XX в. в Полоцке был создан железнодорожный клуб. Он имел собственное здание и летнюю сцену в парке при клубе. Залы со сценой имелись также в кадетском корпусе и учительской семинарии. В этих учебных заведениях работали драматические, музыкальные и хоровые кружки.

В сентябре 1910 г. на гастроли в Полоцк приезжал Первый белорусский национальный театр И. Буйницкого. Театр сформировался из любительского, созданного И. Буйницким у себя на родине, в имении Поливачи Прозорокской вол. Двинского уезда, неподалеку от Полоцка. В программе представления, которое было дано 5 сентября, были спектакль по пьесе Каруся Каганца "Модный шляхтюк", выступления хора, солистов, декламаторов и танцевальной группы. Исполнялись белорусские песни и читались стихи белорусских поэтов. Представление прошло с огромным успехом. Многие жители впервые познакомились с белорусским искусством, услышали стихотворения Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича. На гастроли в город приезжали и другие театральные труппы.

В 1906 г. был открыт кинематограф - частный кинотеатр "Лотос" со зрительным залом примерно на 100 мест. В 1909 г. "Лотос" был закрыт и вместо него на центральной Витебской улице открыт кинотеатр "Эдем", который вмещал более 200 зрителей. Число желающих посмотреть фильмы росло, и в 1912 г. неподалеку от "Эдема" тем же хозяином было построено новое здание, в котором разместился кинотеатр "Колизей". Зрительный зал вмещал уже 300 человек. Перед началом первой мировой войны тот же предприниматель построил крытый летний кинотеатр, имевший сцену. Здесь выступали и приезжие артисты.

В начале XX в., кроме библиотек в учительской семинарии, кадетском корпусе и Благородном собрании, в городе имелась частная платная библиотека предпринимателя Яхнина.

В 1912 г. просветительным обществом была открыта еще одна, самая большая в городе библиотека, книжным фондом которой мог пользоваться всякий, кто уплачивал ежемесячный денежный взнос. В 1915 г. ее книжный фонд насчитывал более 3 тыс. книг. Но и эта библиотека, как и другие, не имела читального зала, содержалась только за счет членских взносов, не получая от городских властей ни копейки.

В 1910 г. в Полоцке было о книжных магазинов. Все они были частными и размещались в центре города. Самый большой, Гофендшефера, торговал учебниками, художественной литературой, писчей бумагой и письменными принадлежностями. Магазин Екатовой торговал книгами и имел небольшую библиотеку, из которой выдавались за плату книги для чтения. Остальные 3 книжных магазина художественной литературой почти не торговали.

В 1915-1916 гг. в Полоцке действовал небольшой магазин белорусских изданий. Заведовала им поэтесса Констанция Буйло. Можно не сомневаться, что в распространении белорусских книг, прогрессивных идей белорусского национального движения среди полочан активно участвовали Янка Купала и его жена Владислава Станкевич, проживавшие в Полоцке с лета 1916 до осени 1917 г. (Купала в это время служил здесь в воинском дорожно-строительном отряде). По воспоминаниям краеведа И. П. Дейниса Я. Купала выступал перед учителями города в здании женской гимназии.

В начале XX в. в Полоцке было 3 частные типографии. В наиболее крупной из них, принадлежавшей X. Клячко, было издано несколько краеведческих брошюр: В. П. Викентьева "Полоцкий кадетский корпус" (1910), "Путеводитель по городу Полоцку" (1910) и др. Эти брошюры были иллюстрированы черно-белыми фотографиями. В ноябре 1913 г. началось издание частной ежедневной газеты "Полоцкий листок", но вскоре после выхода десятого номера прекратилось. Ранее (в 1906-1907 гг.) Полоцким кадетским корпусом были изданы три номера журнала "Полочанин". Штаб 3-й армии, находившийся в Полоцке, с осени 1917 г. издавал газету "Голос III-й армии".

В связи с некоторым расширением школьной сети, появлением кинотеатра и клубов, приездом на гастроли театральных трупп, увеличением числа библиотек общеобразовательный и культурный уровень жителей города постепенно повышался. Но в условиях капиталистического строя всеми этими возможностями могли воспользоваться в основном лишь те, кто принадлежал к состоятельным слоям населения города. По крайней мере половина трудящихся по-прежнему оставалась неграмотной.

С целью удержать трудящиеся массы в повиновении и покорности царское правительство использовало и поддерживало религию, в первую очередь государственную - православие.Достаточно благоприятные условия для своей деятельности имели и служители других религий - католической, иудейской, протестантской и т. д. Об этом свидетельствуют следующие данные: в начале XX в. в Полоцке действовали 17 православных церквей (в том числе 8 в монастырях), 23 синагоги, костел, лютеранская кирха, единоверческая церковь, ряд других молитвенных домов. Используя великолепие храмов, их пышные впечатляющие интерьеры, торжественно-праздничные театрализованные молебны-представления, проповеди о загробной райской жизни для всех "праведных", соблюдающих нормы религиозной морали, попы, ксендзы, раввины стремились отвлечь трудящихся от тяжелых реалий их повседневного, будничного бытия, от мыслей о невыносимости социально-экономического положения и политического бесправия, от борьбы за свободу, равенство, братство. Но, как показали события 1905-1907 и 1917 гг., проповедники и защитники эксплуататорского строя своей цели не достигли.