Обратимся к надписям, имеющимся на кресте: Заклятие

Что касается самого текста, то перед нами - традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным, его всегда очень боялись. Рассматривая формы заклятий в письменных памятниках Новгорода, Пскова и Полоцка, мы убеждаемся, что та форма, которую использовала Полоцкая игумения, характерна главным образом для домонгольского времени.

"АЩЕ ГРАМОТУ СИЮ ХТО ПРЕСТУПИТЬ, ДА БУДЕТЬ ПРОКЛЯТЪТРЕМИ СТЫ (300, -АЛ.) СВЯТЫХЪ ОТЕЦЪ И ОСЬМЬЮНАДЕСЯТЪ И БУДИ ЕМУ СО ИЮДОЮ ПРИЧАСТЬЕ" - написано в духовной Антония Римлянина не позднее 1147 года. "АЩЕ КТО ДИЯВОЛОМЪ (науч)ЕНЪ И ЗЛЫМИ (человекы наваженъ, цьто) ХОЧЕТ ОТЪЯТИ (...) А БУДИ ЕМУ ПРОТИВЕНЬ СВЯТЫЙ СПАС", - читаем в грамоте Варлаама Спасо-Хутынскому монастырю 1192 года, и тому подобное.

Есть сведения о распространении (правда, несколько позднее) подобных заклятий и в самом Полоцке: " А ХТО ИМЕТЬ ОТНИМАТИ ОТ СВ. ТРОИЦИ ИЛИ ВЕЛЬМОЖА, ИЛИ ПОПЪ, ИМЕТЬ ПРОДАВАТИ, ДА БУДЕТЬ ПРОКЛЯТЬ В СИИ ВЕКЪ И В БУДУЩИЙ", - гласит надпись на Евангелии XIII-XIV веков, хранящемся в Полоцке (вкладная некого Ивана Никоновича на землю, подаренную монастырю). А.П.Сапунов приводит еще одну запись с заклятием на вкладной Полоцкого князя Андрея Ольгердовича32. Любопытно, что документы с заклятием, написанные в Полоцке, часто ближе в текстовом отношении к заклятию, помещенному на кресте! Заклятие от воровства писалось даже на предметах: при раскопках К.Мусианович в Дрогичине была найдена рукоять ножа из кости с надписью ХII-ХIV веков "ЕЖЬКОВЪ НОЖЪ, А И УКРАДЕТ - ПРОКЛЯТ БУ(деть)". Если форма заклятия в Полоцкой земле сохранялась сравнительно долго, то в Новгородской земле она существовала только в домонгольское время; там вместо проклятия ввели форму угрозы страшным судом.

Итак, форма заклятия, употребленная Евфросинией на заказанном ею кресте, представляется обычной для всех вкладных грамот Древней Руси. Сложная, со множеством ссылок (на VII Вселенских Соборов Православной Церкви!) форма заклятия объясняется, видимо, чрезвычайной святостью и многоценностью вкладываемого креста. Заклятие действительно имело в свое время большое значение в судьбе святыни, способствуя ее сохранению. Во многом благодаря ему крест преподобной Евфросинии в числе очень немногих подписных изделий XII столетия дошел до нашего времени. Интересно, что на заклятие о неотчуждении ссылались иезуиты, занявшие по указанию Польского короля Стефана Батория Евфросиниевскую церковь, из которой православные изнесли святыню. Основываясь на заклятии, иезуиты требовали возвращения креста на место, ими захваченное!..