Орнамент креста
Приблизительно зарисованные Н.М.Менцовым орнаменты мы можем сегодня детально изучить по найденным фотографиям. Выполненные в технике перегородчатой эмали, все они группируются в 17 разнообразных фигур, представляющих либо круглые крестообразные квадратные пальметки, либо своеобразные трапециевидные фигуры С боковыми сторонами, вогнутыми внутрь, либо довольно натурально выполненный растительный узор. Каждая пальметка или трапециевидная фигура в свою очередь заполнена самостоятельными орнаментами, состоящими из 15 разнообразных элементов.
Здесь прежде всего находим широко известный в Западной Европе характерный романский крестообразный мотив, встречающийся среди древнерусских предметов на известной гривне из Каменнобродского клада XIII века, на дробницах с эмалью поручей митрополита Алексия ХII-ХIII, и так далее. Здесь есть и волютовые элементы, характерные для романского искусства, также повсеместно известные в Европе и весьма часто встречающиеся у нас: например, орнамент серебряного браслета из Владимирского клада 1896 года, орнамент саккоса митрополита Алексия35.
Мотив ступенчатых треугольников был широко распространен в Древней Руси. Подобие орнаменту креста Евфросинии находим, например, в древнерусских кладах36.
Растительный орнамент представлен на кресте двумя мотивами: распускающегося цветка и плодоносящего дерева, также распространенными на Руси37. Крины - весьма характерный мотив византийской и древнерусской орнаментики.
Искусство мастера, кроме технических приемов, заключалось в компановке разрозненных элементов в стройный и насыщенный узор.
Орнамент в виде криновидного древа встречается в древностях русских городов, а также в кладах. :
Орнамент в виде криновидного древа
Как видим, орнаментальный декор креста мастера Лазаря был широко распространен на Руси среди городских ювелиров (по орнаментам, к Полоцкому кресту преподобной Евфросинии ближе всего - цепь из клада, зарытого, как полагает ГФ.Корзухина, в период между 70-ми годами XII столетия - 1240 годом и найденного у села Сахновка38).