Крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой
Сегодня 825-летие ее блаженной кончины
После распятия Христа Спасителя крест стал основой церковной обрядности, христианским символом победы над грехом и смертью. Крест — носитель "крестной животворящей" силы. Крест — "несказанная благодать!" — восклицал Иоанн Дамаскин.
В 1161 году после возведения Спасского храма блаженная Евфросиния заботилась об обеспечении его богослужебными книгами и всем необходимым. Она пригласила мастеров, которые великолепно расписали стены храма библейскими сюжетами. Особое место было отведено для хранения уникального шестиконечного напрестольного Креста, изготовление которого преподобная Евфросиния поручила лучшему ювелиру Киевской Руси Лазарю Богше, родом из Белой Руси. Будучи исключительно талантливым и профессиональным человеком, он стал основоположником целого направления в древнерусском ювелирном искусстве.
Дата изготовления Креста — 1161 год — и имя мастера, обозначенных на Кресте, дают основание полоцкий шедевр считать большой ценностью культуры Древней Руси. Полоцкий крест — всеправославная святыня, драгоценная реликвия вселенского христианства.
Шестиконечная форма Креста, по мнению богословов, символ первобытной вселенной. Шесть лучей его обозначают шесть дней творения мира. Изображения Креста преподобной Евфросинии представляют почти всю историю Нового Завета и первобытной Церкви.
Крест обрамлен драгоценными каменьями и металлами. Изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Евфросинии и других святых угодников исполнены на пластинах перегородчатой эмали — очень сложной ювелирной техники средневековья.
Особенную ценность реликвии придают частицы святых мощей, помещенные в Кресте. На лицевой его стороне: Кровь Христова в верхнем перекрестьи, "Древо Животворящее" в нижнем перекрестьи. На обратной стороне: камень от Гроба Пресвятой Богородицы в верхнем перекрестьи, частицы от Гроба Господня в нижнем перекрестьи.
В Крест вложена кровь святого Димитрия, частица мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона и других угодников Божиих. Эти священные реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую снарядила в Византию преподобная Евфросиния.
Изготовление задуманного Полоцкой игуменией Креста потребовало такого большого труда и усилий, таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись: чьими усилиями, для какой церкви был изготовлен Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали на храмы очень дорогие вещи, однако равного Кресту Евфросинии Полоцкой не было.
Судьба этой необычной христианской святыни также необычна. Сначала Крест находился в церкви игумении Евфросинии. В ХIII столетии был перевезен захватившими Полоцк Смоленскими князьями в Смоленск. Позднее перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий.
В 1841 году Крест, побывав в Москве и Санкт-Петербурге, был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Евфросиниевского монастыря как бы подтверждал, что священная реликвия была возвращена на то самое место, которое определила Кресту игумения Евфросиния. Здесь предстояло храниться этой святыне почти 90 лет.
В 1929 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк с целью найти реликвии. Крест нашли в местном финотделе и перевезли в Минск. В те годы намечалось перенести столицу Белоруссии в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой и находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии. Началась Отечественная война 1941 года. В растерянности и спешке вывозилось оборудование заводов. О музейных ценностях, вероятно, не заботились. Крест бесследно исчез... Все последующие усилия его найти не дали результата.
Шли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви на Беларуси (1992 г.) было решено всеправославную святыню воссоздать. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Изготовить святыни поручили брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. С Божией милостью и помощью преодолевались большие трудности. Была восстановлена утраченная, казалось бы, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение. На этом нелегком пути с ним "присутствовали Господь Бог и Евфросиния Полоцкая..."
В воссоздании Креста дело Божие соединилось с делом людей, ибо после десятилетий разгула воинственного атеизма чувствовалась большая потребность в духовной жизни, основанной на христианских ценностях. "Крест в истории был символом белорусской святости и даже государственности, — отметил во время рабочего заседания научно-консультационной группы 4 апреля 1996 года в Бресте Владыко Филарет, — потому что создавался он как орудие объединения славянских племен... Этот Крест должен был, по идее преподобной Евфросинии, объединить враждовавшие, подчас родственные племена. Так что это — символ победы добра над злом, символ единства, ибо победа добра над злом есть результат единства сил добра".
Прошло пять лет с начала работы над возрождением святыни. 24 августа 1997 года воссозданный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а затем возложен в храме Преображения Господня Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря для коленопреклоненных молитв перед ним за Церковь, за весь мир и за Отечество наше.
Леонид Качанко. Газета "Вечерний Минск". 1997 год.