Всеслав Чародей
Попробуйте найти в ранней истории восточных славян, да и не только их, пример, когда бы два князя, - отец и сын - правили бы целое столетие. Кто-то скажет, что такого не могло быть: бывало князь на престоле и года не сидел - кого братья зарежут, кого племянники в могилу сведут. А вот и могло. С 1001 до 1044 года в Полоцке правил Брячислав, а после его смерти до 1101-го - знаменитейший из полоцких князей Всеслав Брячиславович, прозванный Чародеем. Прозванный, заметим, недаром.
Тайной окутано уже его рождение. Как сказано в летописи мать родила его "от волхвования", то есть при участии паганских колдунов. На голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны наказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может это была какая-нибудь язва или большое родимое пятно, которым отмечает своих избранников небо? Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами. Уже при жизни про него слагали предания. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волха Всеславича - мудрого правителя, смелого воина, сына княгини и лютого Змея, победителя индийского царя. Прообраз Волха - полоцкий князь. Как считают, память о подвигах Всеслава хранят и многочисленные сказания про Илью Муромца.
Летописи свидетельствуют, что исполняя волю предсказателей князь всю жизнь носил на голове перевязь. Спрятанному под ним таинственному пятну приписывали "жажду Всеславом крови ". Чародей действительно пролил немало крови, однако большая часть его княжения была отдана мирным хлопотам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыном, киевским князем Изеславом, которому полочане помогали воевать с кочевниками - турками. Как раз с этого мирного времени, с половины XI столетия, плывет над Двиной величественный корабль Софийского собора. Всеслав возводил храм в честь святой Софии, чтобы доказать миру равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились несколько раньше. До этого каменных храмов полочане не строили, поэтому князь пригласил в город византийских архитекторов. К ним, на ходу осваивая строительные секреты, добавились местные мастера: нельзя ж было, чтобы главный собор Полоцкой земли возводили руки чужестранцев.
Греческое слово "софия" в переводе означает - мудрость , мастерство. Предки объясняли его шире- как великое человеческое братство, объединенное общими заботами и стремлениями. Собор должен был стать символом единства всех жителей княжества. Его строили всем обществом. На установленном у крыльца собора огромном валуне, который через десять столетий станет музейным экспонатом, старинные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давыд, Тума, Микула, Копысь, Варышка:
Ширина фундамента почти соответствовала толщине стен - от 1,5 до 2,5 метров. Храм получился на то время грандиозный.
Трое сыновей Ярослава Мудрого создали союз, который был нацелен против самостоятельности Полоцкого княжества. Расширяя самостоятельность княжества Всеслав провел подряд три похода. В 1065 году пошел на Псков, который продержал в осаде, но не взял. В следующем году Всеслав направился в Новгород и расплатился за уничтожение Полоцка в 980 году. Новгород наполовину был сожжен, Всеслав захватил пленных и снял с Новгородской Софии колокола. И, наконец, в начале 1067 года он отправился на Новогрудок, откуда выбил отряд киевлян, подчинил город себе, сделав его центром полоцкой колонии на литовских землях.
Такая активность Всеслава казалась очень опасной Ярославичам, - Изеславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому. Их войска вторглись на Полотчину и первой их жертвой стал Менск. Наперерез их войскам выступил Всеслав из Новогрудка, и, 10 марта, состоялась битва, которая получила всемирную известность, благодаря гению автора "Слова о полку Игоревом". Вот что он написал: " На Немиге снопы вяжут из голов, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, выбивают душу из тела. Немиги кровавые берега не добром засеяны, засеяны костями русских сынов." Трудно сказать сколько воинов было с каждой стороны, кто отличился доблестью, сколько тысяч полегло; известно только, что никто не вышел победителем. Всеслав вернулся в Полоцк, а Ярославичи не имели сил на погоню.
Ровно через 4 месяца, 10 июня противники встретились снова, однако на этот раз для мирных переговоров, инициатива которых принадлежала Всеславу. Встреча состоялась возле Орши. На левом берегу Днепра стояли Ярославичи, на правом- Всеслав. Последний, с двумя сыновьями, переплыл на лодке реку. Гарантией его безопасности и неприкосновенности было слово и целование креста, которое прилюдно сделали братья Ярославичи. Однако когда перед ними появился Всеслав, они забыли о клятве и на полоцкого князя и его сыновей были надеты кандалы. Потом Ярославичи отправились в Киев, где заточили пленников в тюрьму. По сути, судьба князя была решена, каждую минуту его и сыновей могли убить. И всёже Всеславу повезло. Он был пленником чуть более года. Восстание киевлян против Изеслава принесло ему не только свободу, но и неожиданное возвышение - Всеслава избрали киевским князем и продержался он на этом троне около 8 месяцев, а затем бежал в Полоцк. В следующие три года он изведал изгнание из Полоцка, прятался от мести Изеслава, ходил с воинами на Новгород, собирал дружину, и, наконец вернул себе Полоцкий престол. В 1076 году Всеслав выдержал подряд три похода Владимира Мономаха.
После бурных событий Всеслав правил Полоцким княжеством еще три десятилетия, но уже успокоился, поняв, что Киев не согласится с укреплением Полотчины и тем более не сможет стерпеть ее территориального прироста за счет смоленских, новгородских или туровских земель. Поэтому он проводил освоение исторических литовских земель.
Разрушения своего княжества Всеслав Чародей не увидел - он умер в 1101 году, прожив долгий век. Княжество его продолжалось 57 лет.