Рогнеда - дочь Рогволода

Тысячу лет тому назад случилось событие, которое посчитали необходимым записать летописцы: полоцкая княгиня Рогнеда попыталась убить своего мужа - великого князя киевского Владимира Святославовича.

Насколько известно ничего подобного в истории восточных славян никогда не случалось. Наоборот было - мужья жен убивали. Правда в XVIII столетии Екатерина II, стремясь к власти, избавилась от своего мужа Петра III, однако это был заговор, убийство осуществляли офицеры гвардии. Рогнеде же никто не помогал, к власти она не стремилась и заговора не было. Она жаждала мести. Ночью Рогнеда взяла нож князя, прощальным взглядом посмотрела на мужа, который сладко спал, прошептала свое проклятье: "Умри!"- и острый , шириной с ладонь нож целила Владимиру в сердце. Спасло князя, видно то, что удар был неточный. Может, слабое освещение тому причина, или всеже таилась жалость в дуще Рогнеды - однако покушение цели не достигло. Нужно сказать, что у Рогнеды и Владимира в то время было три сына -Изеслав, Ярослав, Всеволод и две дочки - Предслава и Промислава. Было ей в то время двадцать два года. За убийство, или покушение на жизнь мужа по законам того времени княгиню ожидала смерть, однако она всеже решилась. Князь Владимир отомстил своей мятежной жене карой, может быть, страшнее, чем смерть. Но об этом немного позднее.

Чтобы понять, почему молодая женщина решилась на такой поступок, необходимо рассказать про события, которые предшествовали ему.

Начать рассказ придется издалека - если не с времен князя Олега, который прибил щит на воротах Царьграда, то с его потомка, князя Игоря. В 941 и 944 годах князь Игорь ходил походами на Византию. И хоть везло ему в битвах, но умер он не своей смертью. Разозленные его скупостью древляне убили Игоря и случилось это в городе Малин, где правил тогда древлянский князь Мал. Жена Игоря - княгиня Ольга жестоко отомстила за мужа. Города древлян были сожжены, а древлянские бояре сгорели в огромной яме. Как пение птиц слушала Ольга человеческие вопли из того страшного пламени. Но сжалилась княгиня над дочкой и сыном древлянского правителя, потому что были они очень малы: Добрыне было лет пять, а его сестра Малуша только начинала ходить. С течением времени Ольга сделала Малушу ключницей на своем дворе. Добрыня же стал при воротах. Однако удивительные нити сплетает жизнь: ключница приглянулась сыну Ольги, великому князю Святославу, и от этой любви родился Владимир, при котором потом достигнет своего рассвета и величия Киевская Русь. Кроме Владимира у Святослава были сыновья - Ярополк и Олег. Святослав ходил походами на хазаров и печенегов и побил их. Но однажды, когда при князе была небольшая дружина, на лагерь напали печенеги и Святослав погиб в бою. Печенежский хан Курей приказал сделать из черепа князя кубок. Пил хан из белого черепа вино и, наверное, думал, что так проходит слава земная.

После смерти Святослава его сыновья развязали междуусобную войну. За конфликтом братьев наблюдал полоцкий князь Рогволод, сохраняя нейтралитет. В стычках погиб Олег, в Киеве княжил Ярополк, а в Новгороде - Владимир. Каждый из них искал поддержки и, однажды, в Полоцк явились сваты от Ярополка. У Рогволода была дочь - Рогнеде исполнилось двенадцат лет, но она уже считалась невестой. Буквально вслед послал сватов и Владимир. Расчет братьев можно понять - за кого отец отдаст дочку, тому поможет и в войне. Лучшим выходом для Полоцкого княжества было бы продолжение борьбы между братьями, что усиливало бы роль Полоцка, но отказать обоим Рогволод не мог и с кем-то одним, Киевом или Новгородом он должен был породниться. По всем расчетам Новгород не имел шансов выиграть войну и, по приказу отца, Рогнеда дала согласие сватам Ярополка. Соответственно Владимир получил отказ.

Летопись повествует, что Владимир правил в Новгороде, и был при нем его дядька Добрыня, воевода, храбрый воин и победитель. Он же послал сватов к Рогволоду и спросил у дочки: "Хочешь за Владимира?". Рогнеда ответила: "Не хочу за байстрюка, хочу за Ярополка." Обидели Владимира такие слова, рассвирепел Добрыня, собрал войска, пошел на Полоцк и победил Рогволода. Взял город, князя, его жену и дочку. Владимир надругался над Рогнедой на глазах отца и матери, а затем убил их. В тот же день убили и двух ее братьев. Владимир взял Рогнеду в жены и назвал именем Горислава.

Всю жизнь не могла забыть Рогнеда то веселье: пепелище на месте кривичской столицы, тела жестоко вырезанных мужчин и плач пленниц, которых ждали невольничьи рынки. Может как раз в те черные дни кто-то из богатых полочан , или доверенный человек самого князя Рогволода закопал в землю клад, который в 1972 году найдут на свежевспаханном поле дети из деревни Казьянки -7650 серебряных арабских монет общим весом 20 килограммов, а работница полоцкого стадиона в 1984 подняла кусок земли, в котором оказались пять золотых украшений и часть золотой гривны.

Наверное с того времени Беларусь, а на Беларуси - Полотчина и начала, по количеству найденных кладов, держать чуть ли не первое место в Европе. Прятать их заставляли бесконечные войны, которые почти три столетия огненными вихрями проносились над полоцкой землей через каждые 6-7 лет. В городе и вокруг него в радиусе около 25 км уже найдены около 30 древних кладов и можно только догадываться сколько еще их таится в земле.

В одну из ночей взяла княгиня нож и ударила им Владимира, но он остался жив. Разъяренный князь приказал жене нарядно одеться и взял меч. На крик прибежал семилетний сын Рогнеды - Изеслав и стал на защиту матери. Убивать жену при сыне Владимир не стал, а через несколько дней объявил, что она больше никогда не увит своих детей, кроме Изеслава, вместе с которым отправится в ссылку в гухое место у истоков Свислочи.

Через год князь породнился с Византией, женившись на принцессе Анне, сестре императора Византии. Прибывшие с Анной греческие священники крестили Владимира, а затем и весь Киев.

Оставалось только разобраться с бывшей женой. К Рогнеде отправился с небольшой дружиной Добрыня, ее крестили, постригли в монашки, забрали сына Изяслава. Умерла княгиня через одиннадцать лет в монашеской келье.