Обратная сторона
Здесь изображены великие святители и учители Церкви Иоанн Златоуст (рис. 13), Василий Великий (рис. 15), Григорий Богослов (изображение полностью утрачено, рис. 16), а также первоверховные апостолы Петр (19-1,19-2) и Павел (рис. 20-1, 20-2). Нижний ствол креста, подобно лицевой стороне, содержал три золотьх пластины с эмалевыми изображениями святых первомученика архидиакона Стефана (21-1, 21-2), великомученика Димитрия Солунского (22-1, 22-2) и великомученика целителя Пантелеймона (рис. 23-1, 23-2). Выбор этих святых, вероятно, зависел от наличия тех мощей, которые удалось получить в Византии (преподобная Евфросиния, как известно, была в родственных связях с императором Мануилом Комниным и состояла в добрых отношениях с патриархом Лукой Хризоверхом).
Обратная сторона креста игумений Евфросинии имеет больше орнаментальных эмалей, чем лицевая, где значительное место занимают драгоценные камни. Одна из пластин целиком состоит из эмалевых крестообразных пальметок (рис. 17).
Полоцкий крест имеет одну особенность, сильно отличающую его от остальных древнерусских изделий с эмалью. Еще Н.П.Кондаков отмечал, что большинство изделий ХII-ХIII веков с эмалями, дошедших до наших дней, являются сборными. Они украшены эмалями, снятыми с более древних и уже обветшавших к тому времени вещей. Б.А.Рыбаков доказал, что эмали Мстиславова Евангелия (1117) первоначально были сделаны для диадемы. Ценность Евфросиниевского креста заключается еще и в том, что его эмали выполнены не на отдельных пластинах, укрепленных затем на золотых пластинах креста, а непосредственно на них самих. Следовательно, они были сделаны по специальному заказу именно для этого воздвизального креста. Отметим, наконец, что эмали Мстиславова креста делались в Византии, где "учиних химипеть", в Киеве же "исправих все злато и серебро и драгоценный камень". А эмали креста игумений Евфросинии с русскими надписями и русской подписью мастера Лазаря совершенно очевидно делались русским ювелиром.