В голубце Софийского собора
Зачем это было нужно? "Голубец", по Словарю русского языка XI - ХVII веков - "часть церковного помещения, служащая усыпальницей"; он мог находиться "по левую руку алтаря" (как значится в документе XIV в.)4. Перебравшись в него, Евфросиния начала интенсивно переписывать книги (по-видимому, и переплетать их - кто переписывал, сам же и переплетал), а на вырученные деньги стала помогать бедным... Что это за таинственный голубец, почему ей нужно было пребывать не в монастыре у Романовой, а именно здесь?
"В глазах образованных людей, - отмечал секретарь Польского короля Стефана Батория Р.Гейденштерн, описывая разгром Полоцка Баторием в 1570 году, - почти не меньшую ценность, чем вся остальная добыча, имела найденная там библиотека. Кроме летописей, в ней было много сочинений греческих Отцов Церкви..."5. Все это хранилось в Софийском соборе!
Действительно, в средние века переписка книг была очень трудоемка и дорога; книги хранили, боясь пожаров, в каменных зданиях и чаще всего в храмах. Древние болгарские рукописи, понятные на Руси без переводов, Византия здесь охотно распространяла. В Киевской Святой Софии, например, была размещена ценнейшая библиотека Болгарского царя Симеона - трофей императора Иоанна Цимисхия, в 972 году захватившего большую часть Болгарии. Его сын Василий II Болгаробойца передал добычу отца в качестве приданого своей сестре Анне, выходившей замуж за Владимира Святого. Древнеболгарские книги расходились по крупным городам и монастырям Руси, по в большинстве случаев погибли в татарском нашествии в XIII столетии. Лишь в нескольких городах, куда не заходили татары, книги сохранялись: в Полоцке, в частности, библиотека не пострадала до самого похода Батория в 1579 году.
Но почему же преподобной был нужен голубец? Ведь книги можно было переписывать в любом монастыре! Нам очевидно: ей требовалось собрание книг, место, где их много, а это нужно лишь тогда, когда с книгами усиленно работают: талантливая инокиня рвалась к чтению, к самообразованию! В Свято-Софийском соборе библиотека была, очевидно, уже тогда. Весьма примечательно: Житие говорит, что преподобная не только переписывала книги "своими руками", но и "наем емлюще". Это место обычно не замечают, но нам ясно, что в голубце ею был организован целый скрипторий: наемные писцы размножали те книги, которые она находила необходимым переписать. Творческая натура подвижницы проявлялась везде!
Храм Святого Спаса в Полоцке