Древнейшая судьба креста
Как же сей уникальный и необычайно дорогой предмет хранился? Он лежал "просто так" в церкви игумений Евфросинии, а затем, как мы увидим, в других хранилищах, и исчез только во время Второй мировой войны! Дело в том, что на кресте были помещены редчайшие святыни и, - главное! - страшное заклятие, а к этому верующие во все времена имеют совершенно определенное особое отношение.
Какова же судьба Евфросиниевского креста? Есть ли в древних источниках упоминание этой святыни? Есть, - правда, в источнике довольно позднем: в Никоновской летописи под 1563 годом.
...Это был год, когда царь Иоанн Грозный предпринял большой поход на Литовское государство с целью вернуть Руси Полоцк. Говоря о походе, летописец, в частности, упоминает, какие святыни взял с собой царь, чтобы предприятие было успешным: "Икону Пречистыя Богородици, сиречь, Донскую... Богородицу чудотворную Полоцкую и иные образы и кресты". Здесь летописец упомянул, что среди крестов был чудотворный крест Евфросинии, и приписал (явно из другого источника, до нас не дошедшего) следующий драгоценный текст: "Когда же боголубезный царь и великий князь, мысля итти на оступников крестианския веры на безбожную Литву, бе же тогда в его царской казне крест полотцкий, украшен златом и камением драгим написано же на кресте: "зделан сии крест в Полотцку повелением княжны Евфросинии и поставлен во церкви Всемилостиваго Спаса, да не износить его ис тое церкви никтоже, егдаже кто его из церкви изнесет, да приимет с тем суд в день судный". Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен. Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест (Иоанн Грозный, - Л.А.) взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть"18. Как видим, крест здесь описывался по памяти; автора поразили не столько уникальные реликвии - мощи святых, вложенные в него; не дата его изготовления и подпись мастера; не то, что крест сдалан по заказу княжны Евфросинии, - как то, что украшен он был золотом и каменьями и имел заклятье от воровства. Самое интересное для нас - это вторая часть летописного сообщения, где идет рассказ, очевидно, по устным преданиям XVI века, об истории креста.
Оказывается, крест пролежал в Спасо-Евфросиниевской церкви Полоцка, куда его вложила преподобная игумения, не очень долго. Войны Полоцкого и Смоленского княжеств падают на период от 1180 до середины XIII века19. Видимо, в XIII столетии он и был перевезен захватившими Полоцк Смоленскими князьями в Смоленск, где и пролежал, возможно, в Успенском соборе или в одном из монастырей до первых десятилетий XVI века.
Нужно сказать, что в нашем распоряжении есть материалы, позволяющие считать, что Евфросиниевский крест имел большую славу и почитание в Смоленске. В 1495 году была даже сделана его весьма близкая копия, очевидно, для того, чтобы не опускать ценную ставротеку с мощами в воду при водосвятии20. Точно так же опасались опускать реликвию в воду и в 1841 году, когда крест преподобной попал в Москву и Петербург: его в этих случаях заменяли другим крестом.
Завершение образования русского централизованного государства в первые десятилетия XVI столетия во время царствования государя Василия III (1505-1533) сопровождалось повсеместным усиленным строительством храмов на Руси. Большое внимание уделялось тогда древним иконам, крестам и иным святыням.
Сам великий князь Василий III, отец Иоанна Грозного, распорядился реставрировать знаменитую Владимирскую икону Богоматери. Через 4 года в 1518 году он приказал привезти для обновления старинные образа из Владимира и "сам многажды своими руками касася и тружася к святым иконам (и) вскоре (их) обнови... серебром и златом украси", а затем в 1520 году отослал их обратно21. Ясно, что при таком отношении к древним церковным реликвиям Василий III, захватив Смоленск в 1514 году, немедленно вывез оттуда Полоцкий чудотворный крест.
Как большая драгоценность и, в определенной степени, военный трофей, реликвия попала не в митрополичью, а в великокняжескую царскую казну, и если употреблялась в богослужениях, то очень редко, возможно, только по большим праздникам. К тому же, в Москве в то время была еще одна, даже более древняя, реликвия: в 1534 году, будучи на Волохе Ламском (Волоколамск) с княгиней на своей "царской потехе", то есть охоте, государь Василий III внезапно начал "изнемогати"; у него появилась "болячка на нозе", "почат болезнь люта от болячки тоя". В воскресенье 23 ноября государя привезли в Москву. Будучи уже при смерти, Василий III благословил трехлетнего Иоанна "святым и животворящим крестом", которым благословил в свое время "Петр чудотворец праителя нашего великаго князя Ивана Даниловича (Калиту, - Л.А.) и весь род наш".
Далее, возможно, по другому источнику, летописец объясняет, что крест этот был прислан византийским императором Константином Мономахом Владимиру Мономаху (Константин Мономах умер в 1055 году, а Владимир Мономах родился в 1053 г.). "Да будет тебе сии святый животворящий крест на прогнание врагов и борителей наших, - напутствовал умирающий государь престолонаследника, - мнози бо иновернии покушашеся на православие, нашу дръжаву, Богом порученную нам и разорить хотяще, но не возмогоша одолети крестныя силы, есть бо нам верным забралом крест честный!"22.
Сын и наследник престола Василия III Иоанн Грозный преклонялся пред крестной силой и Мономаховой, и Евфросиниевской святыни, как и многим другим чудотворным иконам и крестам. Это благоговейное отношение он наследовал от своей матери Елены Глинской, которая в свое время приказывала "с великою верою и многым желанием" вычеканить золотом и "камением драгым украсити" раку митрополита Петра, серебром чеканить раку митрополита Алексия23. Следуя примеру матери, Грозный царь, придя в возраст, реставрировал крест преподобной Евфросинии (следы его реставрации хорошо видны на фотографиях реликвии). Вера в силу креста была у него настолько крепка, а страшное заклятие о неотчуждении действовало столь сильно, что набожный царь взял реликвию с собою в поход на Полоцк в 1563 году, очевидно, дав обет водрузить крест на прежнее место в полоцкий Спасский храм, куда его вложила в 1161 году преподобная Евфросиния, если вернет Полоцк Руси.
Совершив молебствие в Луках (Великих Луках) 10 января в церкви Христова Воскресения, в котором, несомненно, участвовала и полоцкая реликвия, 14 января Грозный царь с войсками двинулся тайно через Невельские леса к Полоцку. Это "путное шествие" достигло цели 31 января. После осады город был сдан!5 февраля. А 18 февраля царь Иоанн Грозный въехал в завоеванный город и "повеле (архимандритам и игуменам, - Л.А.) и всему священному собору итти во град Полоцк с пречудным образом Пречистыя Богородицы Донским и с иными образы и с честными кресты. Сам же царь и великий князь идяше за чудотворными образы и за честными кресты"24. Нет сомнения, что в этом торжественном победном шествии по Полоцку несли и крест преподобной Евфросинии, который Грозный государь, не взирая на его исключительную ценность, вернул Полоцку, как он считал, навсегда.
Однако, на прежнем месте крест пролежал всего 16 лет. В 1579 году Польский король Стефан Баторий вновь завоевал Полоцк. Спасаясь от его войск, евфросиниевские монахини крест спрятали. Это тем более казалось им необходимым, так как король передавал их монастырь иезуитам. В конце XVI века, с переходом белорусских православных в унию, униатским монахам Базилианского ордена в Полоцке был отдан Софийский собор. Туда перенесли и найденный к тому времени крест преподобной Евфросинии. Есть легенда, что иезуиты Евфросиниевского монастыря пытались выкрасть из Софии крест и заменить его грубой подделкой, но решившийся на это преступление монах-иезуит был пойман на улице, крест у него отнят и водворён в Софию. Велико было почитание Евфросиниевского креста в XVIII веке, когда он находился в Полоцкой Софии. Известный униатский деятель Полоцка Игнатий Кульчинский (1707-1747) писал: "Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие, а также довольно обширного воеводства. В кафедральной церкви полоцкой до сих пор хранится золотой крест великолепной работы с разными мощами"25.
...В 1812 году французские войска приближались к Полоцку. Монахини базилианского монастыря заблаговременно замуровали Евфросиниевский крест в одной из стен Софийского собора и вернули его в собор на прежнее место только после изгнания неприятеля из России.
Наступил 1839 год, когда после двухвекового периода страданий и угнетения было, наконец, осуществлено воссоединение униатов с Матерью-Церковью. На судьбе креста преподобной полоцкой игумений это событие отразилось непосредственно: интерес православных верующих России к полоцкой святыне необычайно возрос. Вследствие этого ей теперь предстояло длительное путешествие в обе русские столицы. ...