Лицевая сторона. Пластина с изображением святой Евфросинии (10-1, 10-2)
Пластина с изображением святой Евфросинии (10-1, 10-2)
Сохранность ее плохая; утрачены лик и руки. С точки зрения вариантов реконструкции ближе всего стоит изображение святой мученицы Анны из Рязанского клада 1822 года. Там складки одежд положены в геометрической манере, как и в данном случае. На медальоне с изображением святой Анны складки передаются углом (ячейкой); четко показаны тавлии на плечах, что аналогично эмали, изображающей святую Евфросинию. При необходимости вполне допустимо прямое повторение рисунка, изображающего головной покров, а также рисунка рук: правой с мученическим крестом и левой с открытой ладонью. Основанием для подобного восстановления облика святой Евфроси-нии может стать изображение на фреске Спасского храма XII века в Полоцком Евфросиниевском монастыре4, либо иных преподобных мучениц в иконописи5.
Известный канон, определяющий основные качества изображения святых мучениц в иконописи6, лучше всего представлен в эмальерной технике именно на медальоне с изображением святой Анны из Рязанского клада7.
В трапециевидной фигуре над изображением святой Евфросинии помещена четырехлепестковая розетка. Судя по интенсивности тонов на фотографии, здесь были использованы три или четыре цвета: край лотка, как правило, красный; тон внутри розетки, скорее всего, темно-синий.
Использованы еще две более бледные эмали, очевидно, голубая и белая.Сверху над камнем были еще два орнаментальных сюжета в треугольниках. Заполнение их утрачено, но вероятнее всего, это были "городки", контрастирующие с растительными сюжетами пластин с изображениями архангелов.