Общественно-политическая жизнь. Борьба против агрессии немецких крестоносцев
В течение второй половины XIII - первой половины XIV в. белорусские земли, в том числе и Полоцкое княжество, политически раздробленные и ослабленные борьбой против немецкой агрессии, а также татарскими набегами, были подчинены литовским князьям. В 1307 г. Полоцк был окончательно включен в состав Великого княжества Литовского.
Под властью литовских феодалов Полоцк оказался не в результате единовременного завоевания, а в процессе длительной внешнеполитической борьбы, которая завершилась соглашением литовских князей с полоцким боярством. Вот почему в грамотах литовских князей, данных белорусским, в том числе и полоцким, феодалам, как правило, содержатся гарантии сохранения так называемой "старины" ("мы старины не рухаем, а новины не уводим"). Феодалам Полоцкой земли и мещанам Полоцка удалось сохранить свои владения и ряд привилегий, которые неоднократно подтверждались великокняжеской властью. Однако Полоцкое княжество не смогло сохранить свой суверенитет. Полоцкие бояре и мещане признали верховную власть великих князей литовских.
Полоцкая земля и сам Полоцк были ареной борьбы между отдельными враждовавшими между собой феодальными группировками. В XIV в. феодальные междоусобицы значительно усилились ввиду столкновения интересов местных и литовских князей и в среде самих литовских князей.
В период после включения Полоцкой земли в состав Великого княжества Литовского удельными полоцкими князьями были, как правило, родственники великого князя. При Гедимине (1316-1341), например, Полоцк находился сначала в руках его брата Воина, а затем сына Наримунта Глеба. Во второй половине XIV в. полоцким князем был сын Ольгерда Андрей. "Сидевшие" в Полоцке князья из литовского великокняжеского рода были вассалами великого князя. Однако к концу XIV в. они окончательно потеряли роль удельных князей. С 1392 г. городом и Полоцкой землей управляли ставленники великокняжеской власти-наместники. Это означало, что Полоцк лишался своей политической самостоятельности, а господство литовских феодалов в Полоцкой земле усилилось.
Ослабив Полоцк в политическом отношении, литовские князья не ставили своей целью подорвать его экономическое развитие и, в частности, сократить его внешнюю торговлю. Напротив, они старались упрочить и расширить его торговые связи, что приносило немало выгоды для великокняжеской казны.
По данным различных источников, социальная структура, населения Полоцка в XIV-XV вв. была довольно сложной. Имущественное и правовое положения отдельных групп жителей города были различными. Привилегированной частью жителей Полоцка было боярство. Согласно грамоте великого князя литовского Витовта Полоцкой земле (90-е годы XIV в.), наместник мог судить мещан лишь с участием бояр и мещан. По документам XV в., полоцкие бояре располагали недвижимостью как за пределами города, так и в самом городе и на территории замка. Так, из привился великого князя Александра (конец XV в.) узнаем, что "бояре полоцкие ...отчизные свои домы и местца внутри города (замка.- С. Щ.) мають, або на месте Полоцком..." Далее говорится о путях приобретения названных владений, это-купля, совершенная ими самими либо их отцами, и пожалования великого князя. "Тым и теперь дозволяем на тых дворищах слуг и людей за собою садити и их судити..." - сказано в той же грамоте. Полоцкие бояре принимали участие во внешнеторговых операциях. Боярство играло ведущую роль во всей общественно-политической жизни города. Крупнейшими землевладельцами, активными участниками внешней торговли и политическими деятелями Полоцка в XV в. являлись такие боярские роды, как Корсаки и Селявы.
К боярам примыкала менее влиятельная группа мелких "служилых" землевладельцев (они назывались "городские (замковые) дворяне"), которые также обладали землями и недвижимым имуществом.
Особое положение среди городского населения занимало духовенство, представлявшее собой весьма влиятельное и сильное сословие феодального общества. Представители высшего духовенства (архиепископы, епископы, игумены - настоятели монастырей и др.) играли важную роль в политической и экономической жизни города. Одним из крупных землевладельцев был полоцкий Софийский собор. Эта церковь, являясь по существу крупным феодальным владением, имела большое количество собственных крепостных крестьян. Богатыми владениями пользовался также мужской монастырь Иоанна Предтечи, который был расположен на острове Западной Двины. В его распоряжении с 1399 г. находились земли по рекам Сомница ("по Семеньцо озеро"), Улла и Нача. Этот монастырь, как и другие, имел право суда над людьми, живущими на подвластных ему землях.
Следующую привилегированную группу населения Полоцка представляло купечество. Многочисленные торговые договоры и грамоты Полоцка с другими городами и странами неизменно отражали и защищали интересы в первую очередь сильных и влиятельных полоцких купцов. Если боярство принимало участие во внешней торговле и накапливало капиталы, то богатое купечество в свою очередь, располагая деньгами, обзаводилось земельной собственностью. Купечество в древнерусских городах, по мнению академика М. Н. Тихомирова, было тем общественным слоем, из рядов которого пополнялось городское боярство. Вместе с боярством купечество играло ведущую роль в городском управлении.
Богатством, в том числе земельными владениями, политическим влиянием в Полоцке отличались мещанские роды Сорочковичей, Сущевичей, Мелешковичей, Козчичей, Булавиных.
Кроме того, часть городского населения составляли так называемые "путные" и "панцирные" бояре. Они- несли военную повинность князю. В городе они выполняли караульную службу, а также подводную повинность.
Преобладавшей по численности группой населения города были так называемые "черные люди". Это были многочисленные ремесленники ("рукодельные люди"), а также мелкие и средние торговцы. Благодаря своему численному преобладанию, а также тому обстоятельству, что именно ремесленники составляли основу военных отрядов, которые выставлял Полоцк в грозные времена борьбы с внешними врагами, они, эти "черные люди", оказывали определенное влияние на общественно-политическую жизнь города.
Значительную прослойку городского населения составляли бесправные городские низы. Они жестоко эксплуатировались богатыми жителями города - купцами, боярами, высшим духовенством. Городские низы представляли собой весьма пеструю массу, состоящую из разных по своему происхождению и положению групп. Во-первых, это были, по словам документа, "люди владычныи, и игуменьины, и теж чернецкии и поповскии, и боярский", которых, как видно из грамот 1499 и 1511 гг., судили их господа, а не городской суд. Многие из них занимались мелкой торговлей и ремеслом или же принимали участие в торговых делах своих господ, иные являлись простыми слугами своих хозяев. Во-вторых, в документах нередко встречается отдельная категория зависимых людей, так называемые "закладни". Так, в грамоте 1456 г. сказано, что владыка и бояре полоцкие "закладни за собой в месте держать". В другом документе говорится, что и церкви держали в городе своих "слуг" и "закладников".
Были в Полоцке и холопы, рабы. В 1499 г. полоцкие бояре жаловались, что "холопья их невольная и робы и иные люди, в пенязех будучи втекают до войта и до мещан и они их им не выдают". Холопы находились в полной зависимости от своих господ, они были совершенно бесправными, их продавали и покупали.
Соотношение социально-классовых сил в городе постоянно изменялось. В XIV-первой половине XV в. в общественно-политической жизни города важную роль играло среднее, ремесленно-торговое население. В торговых грамотах Полоцка под именем "мужи полочане", "добрые люди полочане" (1400 г.) или "мы, мужи полочане, даем ведати" (1407 г.), несомненно, выступают свободные люди - не только зажиточное купечество, но и средние торгово-ремесленные слои города. Однако в конце XV в. влияние и значение средних слоев в общественно-политической жизни города заметно уменьшилось и в то же время возросло влияние боярской верхушки, крупных церковных феодалов и близкого к ним богатого купечества. Сказывалась дальнейшая имущественная и социальная дифференциация, возрастание социальных контрастов.
В общественно-политической жизни Полоцка большую роль играло вече, которое часто являлось ареной острых классовых столкновений.
В бурных вечевых собраниях принимало участие все полноправное население города, в том числе и так называемые "черные люди". На вече приходили также свободные жители окрестных сел. Городские низы были лишены права участвовать в вечевых собраниях. Господствующее положение в вече занимала боярско-купеческая верхушка города, которая стремилась удержать и расширить свое влияние в нем. В XV в. аристократической прослойке городского населения удалось значительно расширить свои права и привилегии за счет средних слоев города.
Участие в вече принимали удельные князья и епископы, а с конца XIV в.- наместники великого князя. Вече исполняло функции законодательной, судебной и административной власти не только в городе, но и в его предместьях. Оно издавало уставы и постановления, обязательные для всего населения.
Важной функцией деятельности веча были сбор и раскладка налогов. В его ведении находилась городская касса ("скрыня"), которой заведовали избранные из числа горожан представители. Предметом обсуждения вечевых собраний были торговые дела полочан. От имени веча "мужи полочане" заключали многочисленные договоры с Ригой, Ливонским орденом и другими городами и странами.
Влиятельными фигурами веча были тысяцкие, сотские, десятники и подвойские, которые командовали городским ополчением. В мирное время тысяцкие и сотские чинили суд и расправу над городским населением.
Полоцкое вече оказывало влияние на политическую жизнь в Великом княжестве Литовском: позиция полочан нередко решала исход борьбы за великокняжеский престол. Например, полоцкие бояре и мещане поддерживали великого князя Свидригайла в его борьбе за власть во время феодальной войны в 30-х годах XV в. Полочане ограничивали власть своего удельного князя, неугодных же князей совсем изгоняли, как было со Скиргайлой в 1381 г.
Вечевые собрания собирались не регулярно, а в случаях надобности. Они происходили чаще всего на площади возле Софийского собора. По мере усиления власти великокняжеских наместников вече постепенно теряло одну за другой свои функции. С ликвидацией удельной системы в конце XIV в. из сферы деятельности веча отпали вопросы политической жизни. Затем сузились его функции в судебной и административной областях. В то же время власть и значение наместника - ставленника великого князя литовского все больше усиливались и расширялись.
Вечевой строй в Полоцке существовал около 400 лет (XII-XV вв.). За этот период он претерпел большую эволюцию главным образом в сторону постепенной потери своего влияния во всей жизни города. Вече второй половины XV в. все больше превращалось в орудие власти великокняжеского наместника.
Система наместников в Полоцке была установлена в 1392 г. В руки наместников перешли административное управление и городской суд, податная система и военная служба горожан. Деятельность наместников вызывала многочисленные жалобы городского населения. Грубым самоуправством отличался полоцкий наместник Станислав Глебович. В 1503 г. полочане обратились к королю польскому и великому князю литовскому Александру с жалобой на то, что наместник "им почал был кривды и втиски великии делати", "моцно хотел люди их судити и радити". Как писали жители Полоцка, Глебович нарушал права и привилегии горожан, собирал в свою пользу поборы с купцов и т. д.
Ремесленно-торговое население города боролось против засилия и самоуправства наместников, за расширение своих прав и привилегий. Эта длительная борьба увенчалась успехом: в 1498 г. Полоцк получил магдебургское право на самоуправление. Горожане освобождались от подсудности и власти великокняжеских чиновников - наместников и старост и добились расширения своих прав и привилегий. В городе было создано самоуправление (магистрат), к которому перешли все административные функции управления городом. Население города, подчиненное власти магистрата, получило название "мещане".
Однако через год, в 1499 г., только что приобретенные городом привилегии вновь были урезаны путем расширения прав и преимуществ феодально-боярской верхушки города. Вскоре затем были расширены также привилегии высшего духовенства. Оно, в частности, вновь получило право селить в городе своих зависимых людей, что было запрещено грамотой 1498 г.
Таким образом, полочане, средние слои горожан, в столкновении с аристократической верхушкой города потерпели поражение. В итоге у Полоцка осталось неполное, урезанное, очень ограниченное право на самоуправление. Это выражалось в том, что поставленные во главе города войты не избирались горожанами, а назначались великим князем и были, как правило, шляхтичами. Войт имел широкие полномочия. Он фактически возглавлял все органы городского управления.
Текущее управление городом осуществлялось радой, состоявшей из 20 человек (радцев). Во главе рады стояли два бурмистра (один - православный, другой - католик), избиравшиеся иэ числа радцев.
Магистрат (рада, бурмистры, чиновники суда) осуществлял суд над горожанами по гражданским делам, исполнял полицейские функции, следил за торговлей, правильностью мер и весов, собирал налоги и т. д. Членами городского магистрата были, как правило, представители богатой и влиятельной группы мещанства. Рада и весь магистрат защищали и отстаивали интересы эксплуататорской верхушки города.
В XIV-XV вв. в Полоцке происходила сложная социальная борьба. Угнетенные массы города, городские низы использовали разнообразные формы борьбы против своих господ за улучшение своего экономического и правового положения. Одной из них было бегство от своих хозяев. Об этом свидетельствуют даже те единичные исторические памятники, которые дошли до нас. Так, полоцкие бояре в конце XV в. жаловались королю, что их "холопья невольная и робы и иные люди" убегают под покровительство городского магистрата. Городские низы в данном случае поддерживали борьбу средних слоев города против боярской верхушки.
Горожане неоднократно жаловались великим князьям литовским и королю Польши на произвол боярства. В 1466 г. они подали великому князю Казимиру жалобу на городских бояр, которые отказались принимать участие в выплате государственных поборов, требуемых с города.
В условиях господства в Белоруссии литовских феодалов и распространения после Кревской (1385 г.) и особенно Городельской (1413 г.) уний католической экспансии социальная борьба в городе переплеталась с народно-освободительным движением. Полочане неоднократно выступали против литовских князей и польских королей, боролись с произволом великокняжеских наместников.
После смерти великого князя Ольгерда (1377) между его сыновьями Ягайлой, ставшим великим князем, и Андреем (полоцким князем) началась жестокая борьба за престол. Андрей был вынужден бежать в Псков, где его вторично избрали князем (первый раз - в 1342 г.), затем для борьбы с Ягайлой он вступил в союз с великим князем московским Дмитрием Ивановичем Донским и принимал участие в Куликовской битве. Его союзниками стали также смоленский князь и Ливонский орден.
Ягайло в 1381 г. передал Полоцк в удел своему брату Скиргайле, но полочане подняли восстание, которое длилось несколько месяцев, решительно отказывались принять нового князя и с позором изгнали из города. Когда же Скиргайло сделал попытку взять город силами многочисленного великокняжеского войска и с помощью ливонских рыцарей, полочане, выдержав многодневную осаду, мужественно защитили свой город. Вскоре в том же 1381 г. при содействии Кейстута, временно взявшего верховную власть, в Полоцк возвратился Андрей Ольгердович.
Эта борьба с точки зрения интересов князя Андрея носила династический характер; он как старший сын Ольгерда претендовал на великокняжеский стол и стремился возвратить Полоц кое княжество. Однако участие в борьбе белорусских феодалов и горожан (восстание 1381 г. в Полоцке) свидетельствует о назревании в землях Белоруссии среди части боярства и горожан оппозиции, направленной против стремлений литовских феодалов усилить свою власть в западнорусских землях.
После заключения Кревской унии и принятия Ягайлой католичества (1386 г.) полочане выступили против Ягайлы и поддерживавшего его Скиргайлы. В Полоцкой земле началась борьба против иноземного господства и унии с Польшей. Однако это движение было подавлено. Полоцк был взят великокняжескими войсками во главе с жестоким и мстительным Скиргайлой. Над горожанами он учинил расправу: многие лишились имущества, многие были посажены в тюрьмы. Полоцкий князь Андрей был пленен и отправлен в Польшу.
Феодальная война 1432-1436 гг. охватила обширные территории Белоруссии, Украины и Литвы. Феодалы Полоцкой земли и мещане Полоцка вместе с феодалами и горожанами Витебска и Смоленска поднялись на борьбу против польско-литовских феодалов. Главной целью выступления белорусских, украинских и русских православных князей и боярства было уравнение их прав с правами литовских феодалов-католиков, улучшение их положения в составе феодального класса-сословия. Во главе движения оказался великий князь литовский (избран в 1430 г.) католик Свидригайло (Болеслав). Сам же он боролся за великокняжеский стол, опираясь главным образом на белорусских, украинских и русских православных феодалов и горожан. В 1432 г. престол великого князя литовского захватил Жигимонт (Сигизмунд, брат Витовта), сторонник польской ориентации. С помощью польских войск он стал усмирять белорусские города. Полоцк, Витебск и другие города Белоруссии оказали упорное сопротивление войскам Жигимонта. И только в результате неравной борьбы полочане и витебляне вынуждены были сдаться, "не чюя собе помощи ниоткуля и дашася", как сообщает летописец (1436г.).
В 1440 г. в Смоленске произошло восстание "черных людей", в результате которого из города были изгнаны литовский наместник и поддерживавшие его местные бояре. Движение распространилось и на другие города. Нарастало недовольство также в Полоцке и Витебске. Однако это движение горожан вскоре было подавлено. Местные феодалы, напуганные народными выступлениями, помогли литовским войскам расправиться с восставшими.
Одной из форм борьбы простых людей белорусских" земель против социального и национального угнетения было бегство в пределы Русского государства. Польский король и великий князь литовский Казимир в 1492 г. писал посаднику Пскова, что "многий наши люди з земли нашее Полоцкое и [от] бояр наших многий люди сбегли и зашли у вашу в Псковскую землю".
Важным фактором в жизни полочан в XIV-XV вв. была борьба с немецкой феодальной агрессией. Как и в предыдущий период, крестоносцы продолжали свои разбойничьи походы и набеги на Полоцкую землю.
В конце XIII в. Полоцк временно оказался в зависимости от рижского архиепископа. Этим обстоятельством воспользовались немецкие феодалы: они проникли в Полоцк и другие города Полоцкой земли и начали насаждать там католичество.
Насаждение католичества сопровождалось насилиями и бесчинствами, что вызвало сильное недовольство населения. В 1307 г. полочане с помощью литовского князя Витеня изгнали немцев из города. Католическая церковь в Полоцке была разрушена. Узнав об изгнании немцев из города, римский папа Климент V укорял рыцарей за то, что они, оставив Полоцк, лишились такого важного опорного пункта, который он надеялся использовать в целях распространения католической агрессии в русских землях.
В 1333 г. ливонский магистр Эбергард фон Монгейм предпринял попытку захватить Полоцк силой. Он напал на город с многочисленным войском и большим флотом, пригнанным по Западной Двине. Однако и эта авантюра немцев провалилась. Полочане отстояли и защитили свой город. В следующем году магистр с большим войском снова появился под стенами Полоцка. Весной 1366 г. немецкие крестоносцы совершили очередное нападение на Полоцк. Немецкий хронист Вартберг сообщает, что и в 1375 г. рыцари "были в Полоцкой земле, которую они опустошили".
В своих захватнических целях крестоносцы использовали внутриполитическую борьбу в Полоцке. В 1382 г. они под командованием магистра Конрада Роттенштейна подошли к городу, чтобы оказать помощь изгнанному полочанами (в 1381 г.) князю Скиргайле. Город был осажден, но взять его немцы не смогли. В 1386 г., когда в Великом княжестве Литовском разгорелась острая политическая борьба между Ягайлой и его противниками, крестоносцы снова предложили свои услуги одной из враждующих сторон. Ливонский магистр с двумя отрядами рыцарей ворвался в Полоцкое княжество, население которого подверглось грабежам и насилиям.
Помимо крупных походов, крестоносцы совершали систематические разбойничьи набеги на окраины Полоцкой земли, проникали часто в глубь ее и доходили иногда до самого Полоцка. Они уводили в плен людей, захватывали скот и другое имущество, сжигали селения. Они, "словно хищные волки, жестоко опустошили" Полоцкую землю, сказано в одном из документов.
Чтобы успешно отражать нападение крестоносцев, славяне и литовцы объединили свои военные силы. Боевое содружество белорусского, русского, литовского и польского народов позволило им одержать ряд побед над врагом. В 1348 г., когда в пределы Литвы вторглись крупные отряды рыцарей, великий князь литовский Ольгерд призвал к себе на помощь вооруженные отряды из Полоцкой, Витебской, Берестейской, Смоленской и других земель. Литовские, белорусские и русские войска встретились с врагом на р. Стреве (правый приток Немана). 2 февраля 1348 г. произошло сражение, в котором обе стороны понесли большие потери, но крестоносцы вынуждены были уйти из Литвы.
В начале XV в. борьба славян и литовцев против немецкой феодальной агрессии достигла своего наивысшего напряжения, кульминационным пунктом ее явилась Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г. Под Грюнвальдом против крестоносцев единым фронтом выступили поляки, литовцы, белорусы, русские, украинцы и чехи. Враг был разгромлен. На поле боя рыцари оставили более 30 тыс. человек убитыми и ранеными. Убит был и магистр ордена. В этой битве принимали участие хорошо вооруженные полки (хоругви) из Полоцкой земли.
Победа под Грюнвальдом имела огромное историческое значение. Подорвав военно-политическое могущество Тевтонского ордена, она надолго приостановила экспансию немецких рыцарей в славянские и литовские земли.